СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Обучению грамоте на тему: Согласные звуки [д'] [д]. Буквы Д,д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Обучению грамоте 1 класс на тему "Согласные звуки [д'], [д]. Буквы Д,д.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Обучению грамоте на тему: Согласные звуки [д'] [д]. Буквы Д,д.»

Тема: согласные звуки [д], [д'], букв дд

Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’], буквой Д д; развивать речь, логическое мышление, память.

Задачи:

  • учить выделять в словах звуки [д], [д?] и характеризовать их;

  • познакомить с печатной буквой Д д;

  • вырабатывать навыки осознанного чтения;

  • развивать речь, логическое мышление, память учащихся;

  • расширять кругозор учащихся о нашей республике;

  • воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки.


Ход урока

Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.

Актуализация знаний

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в  лес. Для чего можно пойти в лес? 
- А мы пойдем в  сказочный лес за новой буквой и звуками  и возьмем с собой  корзинки. 
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка). 

- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв  изучили, давайте  соберем  их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными? 
- Какие звуки  называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- Итак, в добрый путь! (музыка)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке. 
По тропинке побежим,
До лужайки побежим. 
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Постановка учебной задачи

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.

- Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок  Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.  

Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте  характеристику звуку. 

- Сколько слогов в слове? (1, почему)

- А у  лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя.  Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук. 
- Что общего в звуках д, д'. (согласные, звонкие) – Чем отличаются? (д' – мягкий)

- Сколько в слове слогов?

- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.

- Ребята, скажите, дак за какой буквой мы с вами пошли в лес?

- Значит, какую цель мы поставим на уроке? 

Изучение нового материала
- Ребята, а почему слово Дима и Демовенок Кузя с заглавной буквы?

- Звуки д, д обозначаются буквой Д. (показ буквы). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в  алфавите стоит буква Д  на 5 месте. 
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик)
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.

Д – это домик аккуратный, 
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская 
Буква Д – труба печная.

- Построим букву Д из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д. 
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?

- Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д (твердый); встают девочки – д' (мягкий).

СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.

Артикуляционная гимнастика

«Хомяк»

Очень толстая щека

У обжоры - хомяка.

Набирать воздух то под одну, то под другую щёку, губу (по очереди).

«Слон»

У слона огромный хобот,

С пальмы рвать бананы чтобы.

Вытянуть губы вперёд, зубы не видны.

«Лошадка»

Мама лошадь бьёт копытом,

Смотрит в сторону сердито:

Жеребёнок непоседа

Баловался за обедом.

«Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен только язык).

- Домовенок  Кузя предлагает нам прочитать  слоги  с новой буквой.  

- Откройте учебники на стр. 104 - 105

- Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.

- Дядюшка  Ау,  предлагает нам  прочитать слова с новой буквой стр. 105

- У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревьями ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым  лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку, выполним физкультминутку.

Физминутка Деревья

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

- У лесовичка  есть  друг.  Отгадайте кто это?

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной? 
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел)

- Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.  
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Он предлагает вам написать букву Д у себя в тетради.

Пальчиковая гимнастика

В гости в домик

На горе мы видим дом

(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом

(сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты

(изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы

(сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор

(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор

(погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем

(изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем

(пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся:

(кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук?

(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли

(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Пропись буквы д в тетради

- Рассмотрите образец заглавной буквы Д. Опишите направление руки при её написании.

(Заглавную букву Д начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и делаем небольшую петлю, ведём линию вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вправо вверх и пишем округлую линию; проходим над началом первого элемента, закругляем влево и доводим до середины широкой вспомогательной строки.)

- Опишите направление движения руки при написании строчной буквы д. (Буква д состоит из двух элементов. Начинаем писать букву д так же, как букву а. Второй элемент буквы д – палочка с петлёй внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведём вниз, доводим до середины широкой вспомогательной строки и делаем петлю, закругляя линию влево вверх. Петля пересекается на нижней линии рабочей строки.)

- Ну вот и все, ребята, нам пора возвращаться.  

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке. 
По тропинке побежим,
До лужайки побежим. 
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

- Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
- Какую букву мы принесли из сказочного леса?

Итог урока.

- Закончите предложения, добавив слова со звуком [д].

Из трубы идёт … (дым).

Дворник метёт … (двор).

Осенью часто идёт … (дождь).

- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие два звука обозначает буква д?

Рефлексия



4