Тема: согласные звуки [д], [д'], букв дд
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’], буквой Д д; развивать речь, логическое мышление, память.
Задачи:
учить выделять в словах звуки [д], [д?] и характеризовать их;
познакомить с печатной буквой Д д;
вырабатывать навыки осознанного чтения;
развивать речь, логическое мышление, память учащихся;
расширять кругозор учащихся о нашей республике;
воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.
Актуализация знаний
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- Итак, в добрый путь! (музыка)
По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Постановка учебной задачи
Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.
- Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку.
- Сколько слогов в слове? (1, почему)
- А у лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук.
- Что общего в звуках д, д'. (согласные, звонкие) – Чем отличаются? (д' – мягкий)
- Сколько в слове слогов?
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
- Ребята, скажите, дак за какой буквой мы с вами пошли в лес?
- Значит, какую цель мы поставим на уроке?
Изучение нового материала
- Ребята, а почему слово Дима и Демовенок Кузя с заглавной буквы?
- Звуки д, д обозначаются буквой Д. (показ буквы). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в алфавите стоит буква Д на 5 месте.
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик)
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.
Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.
- Построим букву Д из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
- Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д (твердый); встают девочки – д' (мягкий).
СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.
Артикуляционная гимнастика
«Хомяк»
Очень толстая щека
У обжоры - хомяка.
Набирать воздух то под одну, то под другую щёку, губу (по очереди).
«Слон»
У слона огромный хобот,
С пальмы рвать бананы чтобы.
Вытянуть губы вперёд, зубы не видны.
«Лошадка»
Мама лошадь бьёт копытом,
Смотрит в сторону сердито:
Жеребёнок непоседа
Баловался за обедом.
«Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен только язык).
- Домовенок Кузя предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.
- Откройте учебники на стр. 104 - 105
- Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.
- Дядюшка Ау, предлагает нам прочитать слова с новой буквой стр. 105
- У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревьями ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку, выполним физкультминутку.
Физминутка Деревья
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
- У лесовичка есть друг. Отгадайте кто это?
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел)
- Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Он предлагает вам написать букву Д у себя в тетради.
Пальчиковая гимнастика
В гости в домик
На горе мы видим дом
(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор
(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор
(погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук?
(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Пропись буквы д в тетради
- Рассмотрите образец заглавной буквы Д. Опишите направление руки при её написании.
(Заглавную букву Д начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и делаем небольшую петлю, ведём линию вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вправо вверх и пишем округлую линию; проходим над началом первого элемента, закругляем влево и доводим до середины широкой вспомогательной строки.)
- Опишите направление движения руки при написании строчной буквы д. (Буква д состоит из двух элементов. Начинаем писать букву д так же, как букву а. Второй элемент буквы д – палочка с петлёй внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведём вниз, доводим до середины широкой вспомогательной строки и делаем петлю, закругляя линию влево вверх. Петля пересекается на нижней линии рабочей строки.)
- Ну вот и все, ребята, нам пора возвращаться.
По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
- Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
- Какую букву мы принесли из сказочного леса?
Итог урока.
- Закончите предложения, добавив слова со звуком [д].
Из трубы идёт … (дым).
Дворник метёт … (двор).
Осенью часто идёт … (дождь).
- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Какие два звука обозначает буква д?
Рефлексия
4