СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока окружающего мира

Тема урока:  «Строение тела человека»

Учитель: Якубова Ленияра Линуровна

Класс:  2-К

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: создать у учащихся общее представление о строении тела человека.

Задачи:

       обучающие:

  • ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

  развивающие:

  • развивать интерес к познанию собственного организма, внимание, навык контроля и самоконтроля, умение работать в парах и группах;
  • заинтересовать, побудить учащихся  к поиску дополнительной информации;

воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • таблички со словами к схеме «Строение тела человека»;
  • для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, бельевая веревка;
  • силуэт человека из картона;
  • пластилин разных цветов;

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, внимательно посмотрите, друг другу в глаза и скажите, какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку? У вас очень красивые глаза. Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё вокруг: и красоту заснеженных деревьев, и синеву неба, и окружающих нас людей. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи – голодную птицу, упавшего товарища, - и помогают совершать добрые поступки. Посмотрите в глаза друг другу, подарите добрые взгляды и пожелайте успехов.

II. Повторение пройденного материала

выполняют тест:

1. Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;

б) многие звери впали в зимнюю спячку;

в) часто кружат метели;

г) в воздухе кружат насекомые;

д) солнце светит, но не греет,

2. Угадай, кто не впадает в зимнюю спячку.

а) медведь;

б) еж;

в) белочка.

3. Какие измёнения происходят в неживой природе с приходом зимы? Напиши.

 

III.   Введение в тему урока

Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением дома:

— Дети, что вы видите на рисунке? (Дом.)     Слайд.

— Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна...)

— То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.

— Как вы думаете, дети, а что находится внутри дома? (Мебель, бытовая техника, пол, перекрытия, посуда...)

— То, что мы можем увидеть внутри, это внутренние строение дома.  

— Что вы видите на рисунке? (Самолет.)    

— Как самолет устроен снаружи? (Крылья, иллюминаторы, хвост...) То, что вы перечислили, относится к внешнему строению, так как мы видим все

эти части снаружи.

— А что находится внутри самолета? (Приборы, перегородки, кресла для пассажиров...) А это относится к внутреннему строению самолета.  

— Итак, мы рассмотрели дом и самолет. Это разные или одинаковые предметы? (Разные.)

— Правильно, эти предметы устроены по-разному, но что общее мы у них отметили? (Они имеют внешнее и внутреннее строение.)

Вот сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела

человека.     

IV.  Внешнее строение человека

— Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи. (У человека есть руки, голова...)

— Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела:

голова... Погладьте себя по голове, покажите эту часть тела на силуэте

человека.   

V. Физ. минутка

VI.   Внутреннее строение человека

— Мы рассмотрели внешние строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете.

— Итак, тело человека внутри состоит из органов.

Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Повинуясь своему желанию, бросаете мяч так, чтобы он попал в цель. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представляете себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг — важнейший орган тела. Головной мозг — главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет  мозг.   .

— Дети, в какой части тела располагаются этот орган, судя по его названию? (В голове).

Практическая деятельность: дети берут пластилин серого цвета, лепят  головной мозг и прикрепляют на силуэт человека из картона. Аналогичная работа ведется с остальными внутренними органами, изучаемыми на уроке.

Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим (управляет нашим дыханием).

Как долго вы можете не дышать? (Ответы детей.)

— Давайте это проверим. По моему сигналу задержите дыхание. Я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку и запоминаете число,  которое я в это время назвала.

Учитель спрашивает детей, сколько секунд они могли не дышать.

Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать. (Без воздуха

человек может прожить совсем недолго.)

— Человеку нужно все время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи легких.

Дети хором проговаривают слово «легкие».  

— У каждого из нас два легких — правое и левое. Находятся они в груди.

Учитель и дети прикладывают ладони обеих рук к груди.

Легкие похожи на две розовые губки (Учитель берет в руку губку.). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (учитель сжимает губку). Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры).

Практическая деятельность: дети лепят легкие из пластилина синего цвета и прикрепляют их на силуэт картона.

Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды — это 500 кг (учитель показывает литровую банку с водой)  или 500 таких банок воды.

Физ. минутка для глаз

— Скажите, как узнают, жив человек или умер? (Человек не двигается, не дышит у него не бьётся сердце.)

— Прежде всего, прослушивают, бьется ли у человека сердце.  Где оно нахо- дится? (В груди в левой части.)  

Учитель и дети прикладывают левую ладонь к сердцу.

— Если сердце остановится, то человек погибнет.  Вот какой важный орган сердце! А размером оно всего с кулак. Но при этом сердце—неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать всё тело.

Практическая деятельность: дети лепят из пластилина красного цвета «сердце» и прикрепляют его на силуэт из картона.

— Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете ли вы, есть такой обед?

Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот: и котлета, и каша и хлеб, и конфета — должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы нашей «внутренней кухни».   

— Главное отделение «внутренней кухни»— это желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны:

Учитель и дети прикладывают правую руку к области желудка. Учитель проводит стрелку в схеме от слова желудок к слову живота.

Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик (Учитель показывает спущенный воздушный шарик.)

Дунешь в шарик — он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, например съеденные нами пирожки, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2.—З литров еды в него поместиться не может

В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она еще густовата, да и состав ее не совсем тот, какой нужен организму.  И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он  тянется почти на 8 метров (учитель с двумя учениками растягивает 8-метровую бельевую веревку), но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.

На этом можно было бы закончить разговор о внутренней кухне организма. Однако мы еще не упомянули о необыкновенной соседке желудка — печени. Печень живет с правой стороны от желудка в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Практическая деятельность: дети лепят из пластилина эти органы и прикрепляют их на силуэт из картона.

VII.Физ. минутка

VIII.VIII. Закрепление изученного

  • Работа по учебнику стр. 8 – 9 – читают текст.
  • Викторина «Органы».    
  • Работа  по группам.

X. Итог урока

— Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом всего организма»? Почему? (Головной мозг управляет нашими мыслями, чувствами, движениями, следит за работой главных внутренних органов — сердца и легких.)

— При помощи какого органа осуществляется дыхание?

— Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать все тело? (Сердце.)

— Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит? (В желудке пища смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу, то есть переваривается.)

— Какой орган внутренней кухни похож ни извилистый лабиринт? Что в нем происходит? (В кишечнике пища окончательно переваривается и впитывается организмом.)

— Как называют соседку желудка, находящуюся с правой стороны от него? Чем она занимается? (Печень помогает кишечнику переваривать жиры.)

Обобщение:

 

XII. Домашнее задание

1. Учебник стр. 8—9 рассказать о работе внутренних органов; рабочая тетрадь стр.4 № 3.

2. Задание по желанию: подобрать (или сочинить самим) стихи, загадки, поговорки о частях тела, внутренних органах и оформить на бумаге.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!