СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие рыбы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан по окружающему миру УМК "Школа России". В основе урока лежит системно-деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие рыбы?»»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе


Тема: «Кто такие рыбы?»


Цель:  Знакомство детей с понятием «рыбы», со строением и разнообразием рыб.


Задачи: 
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных, давать краткую характеристику рыбам по плану; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: развивать  способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.


Оборудование: проектор, презентация «Строение рыбы», таблички «Морские рыбы», «Речные рыбы», 3 модели рыб, кружочки-чешуйки, картинки морских и речных рыб, цветные карандаши модельки-чешуйки,

атлас-определитель «От земли до неба».


Этапы работы

Содержание этапа

I.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные.

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем – внимательно,

Работаем – старательно!

II.
































III.

Повторение изученного.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

показать знания по усвоенному материалу прошлого урока ( кто такие насекомые).

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение отличать насекомых от других животных.

Методы организации: побуждающий от проблемной ситуации, словесные, наглядные, тест.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самопроверка.











Постановка цели и определение темы урока.



Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

- Ребята, на какой вопрос мы с вами искали ответ на прошлом уроке? (Кто такие насекомые?)

- Так кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног.)

- Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили предыдущую тему, для этого раскроем тестовые тетради на с.13 и выполним задания по теме «Кто такие насекомые?»:

- Что вы видите в первом задании? (Картинки четырёх животных)

- Выберите, какое из этих животных насекомое? Почему кузнечик? (У него 6 ног.)

- Переходим к следующему заданию. Какое из этих животных не насекомое? Почему вы так решили? (Паук не насекомое, потому что у него 8 ног.)

- И последнее задание. Выберите на какой картинке жук нарисован правильно? Почему на второй картинке? (Потому что у жука 6 ног.)

- Ребята, посмотрите на выполненные задания, поднимите руки те, кто правильно выполнил все три задания? Молодцы!

- А кто правильно выполнил два задания? Хорошо!

- А кто правильно выполнил одно задание? Ребята, вам надо быть повнимательнее на уроке, для того, чтобы следующий раз справиться со всеми заданиями в тестовой тетради.




- Ребята, наш знакомый Муравей озадачен новым вопрос, а каким, вы узнаете из моей истории. Однажды на утренней заре Муравей встретил спешащую куда-то Черепаху.

— Куда ты торопишься?

— Я спешу к реке, хочу увидеть рыб.

- Рыб? Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы.

Так, на какой вопрос мы должны с вами ответить? (Кто такие рыбы?)

На уроке мы узнаем, кто такие рыбы, познакомимся со строением рыб, их разнообразием, научимся давать характеристику рыб по плану.

- Ребята, что вы знаете о рыбах? (Рыбы – это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.)

IV.

Актуализация знаний и умений.


Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить уровень знаний детей по данному вопросу.

Цель, которую ставят перед собой дети: показать уровень знаний по данной теме, ориентирование в данной области знаний.

Методы: учебный диалог

- Ребята, а вы хорошо знаете названия рыб? Давайте поиграем, устроим соревнование по рядам. Вы будете называть по очереди, выигрывает тот ряд, который последним назовёт название рыбы.

- Молодцы, сколько названий рыб вы знаете!



V.

Освоение нового содержания и его применение.


Цель, которую ставит перед собой учитель: показать отличительные признаки рыб от других животных.


Цель, которую ставят перед собой дети: выяснить отличительные признаки рыб от других животных.



Методы: проблемно-поисковый, учебный диалог, моделирование.



- А теперь я предлагаю изучить подробно строение рыбы, раскройте учебник на с.34.

- Я вам буду показывать части тела рыбы, а вы мне будете называть то, что я показываю и находить эту часть на рисунке у себя в учебнике.

-Назовите мне какую часть рыбы я вам показываю? (показывается голова рыбы), найдите её в учебнике.

- Следующая часть как называется? (Хвост)

- Для чего рыбе нужен хвост? (Для того, чтобы двигаться вперёд.) Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. 
Есть и еще несколько интересных способов использования хвоста, которыми с удовольствием пользуются некоторые рыбы. Так, скат-хвостокол использует свой длинный хвост для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

- А это что такое у рыб с двух сторон? (плавники), покажите на рисунке.

- Для чего рыбе нужны плавники? (Основное назначение плавников - помогать рыбам поворачиваться и менять направление.) У рыб, которые не могут изгибать тело, плавники работают, как весла. Некоторые рыбы, махая плавниками, подводят к икринкам свежую воду.

- И у нас осталось, что рассмотреть? (жаберную крышку), найдите её на рисунке.

- Для чего рыбам необходима жаберная крышка?

(Жаберные крышки необходимы для защиты самих жабр от механических повреждений,ну и предотвращения попадания воды.)

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

- Чем покрыто тело рыбы? (Покрыто тело чешуёй.)

- Зачем рыбе чешуя? (Она защищает рыбу.)

-Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

- Ребята я предлагаю смоделировать «одежду» для рыб, используя вот эти чешуйки-кружочки из фольги.





рис.1 рис.2

рис.3


- Перед вами на доске рыба вам необходимо покрыть её тело чешуёй, подумайте, как вы будете класть кружочки-чешуйки, чтобы обеспечить надёжную защиту рыбе. Рассматриваются варианты детей.





Физминутка

- А теперь, я предлагаю немножко отдохнуть и поиграть. Я вам буду называть животных. Если это рыба, вы подпрыгиваете, если животное другой группы, поворачиваетесь вокруг себя. (жираф, окунь, кузнечик, краснопёрка, акула, тигр, сокол, налим, ёрш, паук, сельдь).












Цель, которую перед собой ставит учитель: научить различать морских и речных рыб.

научить давать характеристику рыбам по плану.


Цель, которую перед собой ставят дети: научиться давать характеристику рыбам по плану, научиться различать рыб, запомнить названия неизвестных рыб.


Методы: репродуктивные.






















- Ребята, рыб в природе огромное множество, где они обитают? (В реках, морях, океанах, озёрах).

- По среде обитания рыб мы можем разделить две группы, на какие? (На морских и речных рыб.)

- Перед вами рыбы, давайте поделим их на две группы: речных рыб куда? (Речных рыб запустим в реку.)

- А морских рыб? ( Запустим в море.)

- Давайте рассмотрим рыб, которые заплыли к нам в класс. Вы внимательно будете внимательно слушать загадки про рыб, отгадав загадку, находите на доске изображение этой рыбы и запускаете её в соответствующий водоём.

Он в самом омуте живёт,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.

(Сом)

(У сома, в отличие от большинст­ва других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.)

- Сом - морская или речная рыба?

***

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл.

(Ёрш)

(Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Ко­лючие плавники — защита ерша.)

- Ёрш - морская или речная рыба?


***

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

(Щука)

- Щука - морская или речная рыба?


***

Эта рыба плоская, как блин,

и всё время лежит на дне.

(Камбала)

- Камбала - морская или речная рыба?


(Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.)


***


Её называют грозой морей.

Она большая и быстро плавает.

Зубы у неё в шесть рядов

и острые, как бритва.

(Акула)


- Акула - морская или речная рыба?

***


Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех...

(окуней)


***

- Окунь - морская или речная рыба?


Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
(ТРЕСКА)


- Треска - морская или речная рыба?


***

Эту рыбку солёненькую любит кушать и стар и млад? (Сельдь)



- Сельдь - морская или речная рыба?

***


- Всех ли рыб мы расселили по своим водоёмам?

(Не всех рыб).

- Сколько рыб осталось? (остались 2 рыбы.) (пескарь и карась.)

- А вы знаете, что это за рыбки? (Нет)

- Как нам быть? (Узнать, как называются эти рыбки)

- Где узнать? (В атласе-пределителе.)

- Рассмотрите внимательно рыбу, найдите в атласе такую же, сравните, прочитайте её название. Дайте описание каждой рыбы по плану. План описания рыбы:

1. Речная или морская;

2. Размеры (большая, средняя, маленькая);

3.Форма тела;

4. Окраска туловища, плавников;

5. Особенности частей тела.


Примерное описание карася:

1. Речная рыба.

2.Средних размеров

3. Овальной формы.

4. Похожа на сазана, но поменьше, нет усиков в углах рта.


Примерное описание пескаря:

1. Речная рыба.

2. Небольших размеров.

3.Вытянутой формы.

4. В углах рта усики.


Одни дети предлагают описания рыб, а другие отгадывают, находят её на доске, отправляют в нужный водоём.


- Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла Черепаха увидеть в реке акулу? (нет.)

- А почему? (Потому что она морская рыба.)

- Мы хорошо рассмотрели рыб, дали им характеристику, нашли отличительные их особенности. А теперь вы можете узнать рыб по их силуэтам? Определить, какая рыба морская или речная? А вот сейчас мы это и проверим. Раскройте рабочие тетради на с.24, задание 1. Рассмотрите силуэты рыб, определите их названия, их среду обитания. Закрасьте кружочки у речных рыб – зелёным цветом, а у морских рыб – синим. Дети работают самостоятельно. Выполните самопроверку с помощью учебника с.35.

- Назовите каких рыб вы запустили в море? (акула, камбала)

- Каких рыб вы запустили в реку? (сом, щука, окунь)

- Ребята, оцените, как вы выполнили это задание, при помощи шкалы Цукермана?

- У кого деление отмечено в верхней половине шкалы, поднимите руки?

- У кого деление отмечено посередине, поднимите руки?

- У кого деление отмечено в и нижней половине шкалы, поднимите руки?


VI.

Выводы и обобщения.

Цель: проверить усвоение новых знаний.

- Кто такие рыбы?

- Давайте сверим наш ответ с выводом Мудрой Черепахи.

- Назовите из каких частей состоит тело рыбы?

-На какие 2 группы мы делим рыб?

-Приведите примеры речных рыб? Морских?




VII.

Контроль и оценка достижений.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

-Оцените свою деятельность на уроке при помощи пушистиков.

- Молодцы!


21.10.2013г.






9