- Ребята, рыб в природе огромное множество, где они обитают? (В реках, морях, океанах, озёрах). - По среде обитания рыб мы можем разделить две группы, на какие? (На морских и речных рыб.) - Перед вами рыбы, давайте поделим их на две группы: речных рыб куда? (Речных рыб запустим в реку.) - А морских рыб? ( Запустим в море.) - Давайте рассмотрим рыб, которые заплыли к нам в класс. Вы внимательно будете внимательно слушать загадки про рыб, отгадав загадку, находите на доске изображение этой рыбы и запускаете её в соответствующий водоём. Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом) (У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.) - Сом - морская или речная рыба? *** Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. (Ёрш) (Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша.) - Ёрш - морская или речная рыба? *** Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. (Щука) - Щука - морская или речная рыба? *** Эта рыба плоская, как блин, и всё время лежит на дне. (Камбала) - Камбала - морская или речная рыба? (Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.) *** Её называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у неё в шесть рядов и острые, как бритва. (Акула) - Акула - морская или речная рыба? *** Сидят рыбаки, Стерегут поплавки. Рыбак Корней Поймал трех... (окуней) *** - Окунь - морская или речная рыба? Я в пятнах вся такая, Но рыба не речная. Я хищница морская, Скажи, кто я такая? (ТРЕСКА) - Треска - морская или речная рыба? *** Эту рыбку солёненькую любит кушать и стар и млад? (Сельдь) - Сельдь - морская или речная рыба? *** - Всех ли рыб мы расселили по своим водоёмам? (Не всех рыб). - Сколько рыб осталось? (остались 2 рыбы.) (пескарь и карась.) - А вы знаете, что это за рыбки? (Нет) - Как нам быть? (Узнать, как называются эти рыбки) - Где узнать? (В атласе-пределителе.) - Рассмотрите внимательно рыбу, найдите в атласе такую же, сравните, прочитайте её название. Дайте описание каждой рыбы по плану. План описания рыбы: 1. Речная или морская; 2. Размеры (большая, средняя, маленькая); 3.Форма тела; 4. Окраска туловища, плавников; 5. Особенности частей тела. Примерное описание карася: 1. Речная рыба. 2.Средних размеров 3. Овальной формы. 4. Похожа на сазана, но поменьше, нет усиков в углах рта. Примерное описание пескаря: 1. Речная рыба. 2. Небольших размеров. 3.Вытянутой формы. 4. В углах рта усики. Одни дети предлагают описания рыб, а другие отгадывают, находят её на доске, отправляют в нужный водоём. - Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла Черепаха увидеть в реке акулу? (нет.) - А почему? (Потому что она морская рыба.) - Мы хорошо рассмотрели рыб, дали им характеристику, нашли отличительные их особенности. А теперь вы можете узнать рыб по их силуэтам? Определить, какая рыба морская или речная? А вот сейчас мы это и проверим. Раскройте рабочие тетради на с.24, задание 1. Рассмотрите силуэты рыб, определите их названия, их среду обитания. Закрасьте кружочки у речных рыб – зелёным цветом, а у морских рыб – синим. Дети работают самостоятельно. Выполните самопроверку с помощью учебника с.35. - Назовите каких рыб вы запустили в море? (акула, камбала) - Каких рыб вы запустили в реку? (сом, щука, окунь) - Ребята, оцените, как вы выполнили это задание, при помощи шкалы Цукермана? - У кого деление отмечено в верхней половине шкалы, поднимите руки? - У кого деление отмечено посередине, поднимите руки? - У кого деление отмечено в и нижней половине шкалы, поднимите руки? |