Конспект урока по ОРКС для 4 класса
Тема: «Дружба».
Тип урока: ОНЗ.
Цель: углубить представления обучающихся об общечеловеческих ценностях – дружбе.
Задачи:
Актуализировать знания о понятиях «дружба», «друг».
Воспитывать стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Формировать положительную оценку к таких качеств, как бескорыстие, верность, отзывчивость, доброжелательность.
Ход мероприятия:
Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день! Чтобы наш урок получился интересным и полезным, какие качества нам нужно взять собой?
- Спасибо за ответы! Не забывайте придерживаться названных качеств.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Мне нужен один помощник...
Одному из обучающихся выдается листочек, на котором написано слово «дружба». Задача ученика описать слово так, чтобы одноклассники отгадали его
- Какое слово было зашифровано? (Дружба.)
- Ребята, поднимите руку те, у кого много друзей?
- А теперь встаньте те, у кого друзей мало, но они настоящие.
- А есть те, у кого нет друзей, но он бы очень хотел, чтобы они у него появились.
- Итак, кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. Назовите тему. (Дружба.)
Сейчас я вам прочту притчу. Слушайте внимательно.
Однажды два друга много дней шли в пустыне. И вот они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья молча продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил: ......
- Как вы думаете, что ответил друг? (Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…)
- Совершенно верно! Он ответил именно так.
- Какие символы вы заметили в притче? (Камень, песок...)
- Назовите их значения.
- Какие ценности мы можем выделить из питчи? (Умение прощать своих друзей, помогать ближнему....)
- Какая главная мысль притчи? (Нужно уметь прощать своих друзей, ценить и беречь дружбу.)
- Как вы думаете, каждый ли может стать хорошим другом? Простая ли это работа – уметь дружить?
Мнения учащихся расходятся.
Выявление места и причины затруднения
- Ребята, на какие вопросы вы хотите найти ответы?
1. Что такое дружба?
2. Какие законы настоящей дружбы существуют?
3. Легко ли быть настоящим другом? Простая ли это работа – уметь дружить?
Открытие нового знания
Что такое дружба?
Учащиеся делятся на 4 группы: 1 группа находит определение в учебнике, 2 группа в интернете, 3 группа обращается за помощью к библиотекарю, 4 группа берет интервью.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Какие законы настоящей дружбы существуют?
Работа в парах. Учащиеся составляют законы дружбы.
Легко ли быть настоящим другом? Простая ли это работа – уметь дружить?
Дети разыгрывают различные ситуации. Находят выход из них.
Ситуация 1.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ручке закончилась паста.
Сергей: Ой, паста закончилась!
Антон: А у меня запасная ручка есть!
Сергей: Будь другом, дай, а то мне пару влепят!
Антон: А что ты мне за это дашь?
Сергей: Ну, денег дам, сколько
ручка стоит.
Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить по классу всю неделю! Годится?
Сергей: Да ладно, давай уж!
- Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?
- Как бы вы поступили на месте Антона?
- Сделайте вывод.
Ситуация 2.
Лида и София получили результаты контрольной работы. Лида получила «5», а София «3». Лида посмеялась над своей подругой, София очень расстроилась.
- Правильно ли поступила Лида?
- Как бы вы поступили на ее месте?
- Сделайте вывод.
Ситуация 3.
У Кристины состоялось очень важное выступление, на которое она ждала свою подругу Катю. Но у Кати нашлись дела важнее, по телевизору шли ее любимые мультики. Она не смогла прийти поддержать подругу.
- Выскажите свое мнение по поводу данной ситуации.
- Сделайте вывод.
Самостоятельная работа
- Сейчас с вами мы приготовим «напиток дружбы», испив который дружба станет еще крепче. Для этого вы должны наполнить кувшин некими ингредиентами. Впишите их в свободное место.
- Кто готов угостить нас своим напитком? Раскройте секрет его приготовления.
Включение в систему знаний и повторения
Учащиеся собирают поговорки о дружбе. Идет работа над их пониманием.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?
- Продолжите одну из фраз:
Я хочу, чтобы мои друзья....
Дружба – это...
Настоящим другом быть...
Настоящий друг – это...
- Ребята, умейте дружить! Все поют песню «Дружба крепкая...».