СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Антонимы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка, тема: "Антонимы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Антонимы.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 256 ЗАТО город Фокино»

Приморский край






Урок русского языка

в 5 классе по УМК Бабайцевой




Антонимы














Автор:

учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна





2011 г.














Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Антонимы»

Учитель: Балакирева Татьяна Анатольевна

Цель урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.

провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

раскрыть роль антонимов в речи;

пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.

Ход урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Слайд № 2.

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

Записываем тему урока,

Назовите антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко)

Что же такое антонимы? (Слайд № 3).

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Объяснение темы урока.

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Игра «Наоборот» слайд № 4.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

Решение грамматических задач.

Слайд № 5.

Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

Слайд № 6.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Слайд № 7.

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

Слайд № 8.

В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

Слайд № 9. Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили


Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали


А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)


А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!


Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

Слайд № 10.

Устно подберите антонимы

к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

С каким словом возникли сложности? Почему?

(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

Слайд № 11.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Слайд № 12.

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая.

Слайд № 13.

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?


Слайд № 14.

Подытожим урок.

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Объяснение домашнего задания.

Упр.746

Использованная литература:

  • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004

  • Русский язык. Практика.5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.- М. Дрофа, 2010.