СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой технологическую карту, соответствующую ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"»

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами


Тема урока

Слитное и раздельное написание не с глаголами

Тип урока

Урок общеметодической направленности


Цель урока

Научиться правильно применять правило написания не с глаголами.




Задачи урока

(планируемый результат)

Предметные умения

Формируемые УУД

Ученик научится:

-отличать глагол в ряду других частей речи по определенным признакам;

- правильно писать глаголы с НЕ;

- определять синтаксическую роль глаголов.


Ученик получит возможность:

- давать характеристику глаголу.

Личностные:самоопределение, способность к самооценке своих действий, смыслообразование.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные:понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии, обобщать.

Коммуникативные:участвовать в разных формах работы в классе, иметь представление о существовании различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Учебник Русский язык, 5 класс, авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М: Дрофа, 2015.

Мультимедийная презентация к уроку.



Мотивационно-целевой этап

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.


Эмоциональный настрой, пожелание удачи друг другу.

Включение в деловой ритм, проверка готовности к уроку.



Подготовка класса к работе.

Оформление в тетради классной работы без темы.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные:

Умение работать в паре

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксация каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1-Ребята, о какой части речи мы с вами говорили на прошлом уроке и что нового вы узнали?


2. После того, как большинство ребят высказалось, учитель раздает на каждую парту конверты, в которых находятся карточки с грамматическими признаками разных частей речи. Задание: выбрать из предложенных на карточках признаках характеристики глагола, разложить на парте и составить устный ответ.

- Давайте послушаем, что у вас получилось и оценим свою работу.


3. -На доске написаны пословицы, какую орфограмму вы заметили?

  • (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  • В чужом доме (не) указывают.

  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

  • Лодырю всегда (не) здоровится.


Выпишите все глаголы, раскрыв скобки, все ли глаголы вы напишите раздельно с не?

Вот эту проблему нам и предстоит сегодня решить, значит, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Какую цель поставим себе?

1. Вступают в учебный диалог.





2. Классифицируют предложенные характеристики, выбирают глагольные, отвечают..(Работа в парах)








3. Учащиеся отмечают, что во всех пословицах есть орфограмма правописание не с глаголами..






Списывают, затрудняются ответить.


Называют тему урока: слитное и раздельное написание не с глаголами.

Формулирую тему, записывают в тетрадь.

Цель: научиться отличать слитное и раздельное написание не с глаголами.

Познавательные:

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки,повторение изученного, структурирование знаний

Коммуникативные

Умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников

3.Выявление места и причины затруднений.

Цель: организация анализа учащихся учащимися возникшей ситуации и осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

1. –Вернемся к выписанным глаголам. Почему последний глагол отличается по написанию от остальных? Попробуйте убрать не от глаголов, что у вас получится?



  1. Читают глаголы без отрицательной частицы, но последний глагол затрудняются произнести.

Делают вывод о том, что глагола здоровится нет, значит это слово не может употребляться без не. Делают вывод о том, что слитно с не пишутся глаголы, которые без не не употребляются.


Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средства их реализации.

1.На слайде (№4) слова, нужно выписать глаголы, распределив их на две колонки в зависимости от написания.

-Что вы будете делать, чтобы правильно выполнить задание?


  1. – Давайте попробуем построить алгоритм-правило, на которое будем ориентироваться при написании глаголов.

Дети формулируют правило, учитель записывает на доске алгоритм.

  1. Отвечают, что прежде всего нужно выписать глаголы, для этого нужно задать вопрос, потом глаголы , которые пишутся с не раздельно, выпишем в правый столбик, а которые не употребляются без не – в левый.

  2. Составляют алгоритм.

Глагол употребляется без не

Да нет

Раздельно слитно.



Выполняют письменное задание.(проверяют правильность написания, сверяют с надписью на слайде Обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения задания друг у друга , выставляют оценки.)

Физкультминутка (упражнения для мышц шеи)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

5.Реализация построенного проекта.


Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задач, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Учитель предлагает открыть учебник, прочитать задание к Упр.597

Распределяют слова, данные в упражнении на две колонки, рассуждая по предложенному образцу.(работа у доски)










Личностные: способность к самооценке своих действий, навык индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Познавательные: определение основной информации, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверка нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение.

Учитель предлагает ребятам в группах придумать несколько правил на тему «Как избежать простуды», используя глаголы с Не.


(Картинки с подсказками на слайде)




Придумывают правила, зачитывают, проговаривают глаголы с не..

Например: чтобы не заболеть, не пейте холодную воду и не ешьте много мороженого, не забывайте надевать теплые вещи и пить витамины, старайтесь не контактировать с больными. Если вам нездоровится, срочно обращайтесь к врачу.

Регулятивные:

Сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном

8.Включение в систему знаний и повторения.

Цель: закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентного характера.

На слайде слова, с которыми необходимо придумать предложение, записать, глаголы подчеркнуть как член предложения. (по одному предложению со слитным и раздельным написанием Не с глаголами)


Нездоровится, не здороваться, не любить, невзлюбить.


Придумывают предложения, записывают на доске, выделяют глагол, объясняют написание.

Познавательные: определение основной информации, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


-какую цель на уроке ставили?

-оцените, справились ли вы с ней?


- Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями на уроке.

(выставление оценок)



Комментирует домашнее задание

(задание по выбору – упр.595(2) 596)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Личностные: самоопределение, способность к самооценке своих действий