Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №10» |
|
|
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: ПРЕДМЕТ: | ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИЕЛЬНЫЕ РУССКИЙ ЯЗЫК | УМК: | ШКОЛА РОССИИ | | | ДАТА: КЛАСС: УРОК РАЗРАБОТАЛА: | 18.02.2016 г. 2-А КЛАСС учитель начальных классов Гавриленко С.В. | | | | Чехов | |
2016 год |
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цели:
Формирование предметных умений:
Определять грамматические признаки имени существительного.
Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена.
Ознакомить с именами существительными, которые могут быть одушевленными и неодушевлёнными, и в зависимости от смысла предложения меняют своё лексическое значение.
Развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Регулятивные УУД:
- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность:
Из предметных компетенций – находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Из регулятивных компетенций – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Из познавательных компетенций – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
Из коммуникативных компетенций – с учётом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия
Оборудование: карточки для работы в паре, для работы в группе, маркерные доски, карточки для самооценки, «светофорчики», картинки «Мышка», карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Основная часть
1. «Пальчиковая разминка».
- На уроке русского языка нам надо много писать, поэтому подготовим свои руки к этой работе. Проведём игру под названием «Овощи»
Овощи.
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трём, трём.(Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)
2. Словарная работа
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. (Запись и комментирование на доске).
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сидит дед,
во сто шуб одет.![]()
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста)
Желта, а не масло,
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
- Как назвать эти слова одним словом? (Овощи)
- Придумайте предложение со словом «овощи». Запишите его. Подчеркните основу предложения.
3. Актуализация знаний
- К какой части речи можно отнести эти слова? (к именам существительным).
- Какие слова называются именами существительными? (Правило)
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными.
4. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова, которые вы видите.

- На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Одни слова отвечают на вопрос «кто?», другие – на вопрос «что?»
- Чем различаются данные слова? Почему одни из них отвечают на вопрос «кто?», а другие – на вопрос «что?».
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что мы узнаем? Чему научимся? (будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные). Что повторим?
5. Первичное усвоение новых знаний
- Откройте страницу 49, выполните устно упражнение 81.абота по теме урока.Р
- Выполнение упражнения 81 (устно).
- Прочитайте правило на странице 48 (одушевленные имена существительные).
- Составьте предложение с любым из слов упражнения 81 и запишите его.
- Выполнение упражнения 85 (устно).
- Прочитайте правило на стр. 50 (неодушевленные имена существительные).
- Составьте предложение с любым из слов упражнения 85 и запишите его.
6. Физкультминутка.
- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы присядете.
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина.
7. Первичная проверка понимания
Работа в группах. Работа по индивидуальным карточкам. (вспомнить правила работы в группе).
Задание.
- Перед вами карточка № 1. У каждого слова вам нужно выделить первые слоги, из них составить новое слово. (Слова записать на маркерной доске).
Гиря + тапочки + ракета = (гитара)
Мышцы + катер= (мышка)
Рога + забор = (роза)
Сова + баня + капуста = (собака)
Коза + лето + сова = (колесо)
Сито + нива + царица = (синица)
- Какая группа справится с заданием быстрее и тише?
- Назовите одушевленные имена существительные.
- А теперь – неодушевленные.
- А какое слово можно отнести было в две группы? (слово «мышка»)
- Что вы себе представили? (животное, маленькое, серое).
- А что ещё можно представить, услышав слово «мышка»? (компьютерную мышку).
- К каким именам существительным теперь относится это слово?
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевленные и неодушевленные. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются и называются «многозначные».
8. Первичное закрепление
- Возьмите карточки № 2. Выпишите имена существительные: 1 вариант – одушевлённые, 2 вариант – неодушевлённые.
Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, солнце, хитрец, улыбка.
- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, и проверьте по образцу на доске, верно ли он выполнил задание.
- Покажите смайликами, кто выполнил задание без ошибки, у кого одна ошибка, у кого – больше?
- Оцените работу своего товарища. Поставьте свою оценку простым карандашом на полях.
8. Домашнее задание.
Стр. 48, 50 (правила), выписать из орфографического словаря по 5 одушевленных и неодушевленных имен существительных.
III. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
- Неодушевленные имена существительные?
- Покажите смайликом своё настроение после сегодняшнего урока.
Приложение 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ  | ЛИСТ САМООЦЕНКИ  |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ  | ЛИСТ САМООЦЕНКИ  |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ  | ЛИСТ САМООЦЕНКИ  |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ  | ЛИСТ САМООЦЕНКИ  |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ  | ЛИСТ САМООЦЕНКИ  |
| |
| |
Приложение 2
