СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы О-А в корне - РАСТ- -РОС- РАЩ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы О-А в корне - РАСТ-  -РОС- РАЩ»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы О-А в корне - РАСТ- -РОС- РАЩ»»

 27.01.17год. Конспект урока по русскому языку. 5 класс. (94 урок)

Тема: «Буквы О-А в корне - РАСТ- -РОС- РАЩ»

Цель: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля; совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

Проектор, экран, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов)

Тип урока: введение нового знания

Уровень подготовленности класса: средний.

Технология: деятельностный метод обучения

Цели урока:

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

  • совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

  • формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

  • обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

  • развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

  • дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

  • научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

  • доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

  • наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

  • систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы формирования умений:

  • нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

  • подбор примеров слов с данной орфограммой.

  • выборочно-распределительный диктант.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки

станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.



2.Актуализация знаний.

 Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-.

 - Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место)

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми).

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно).

Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (лаг-лож).



Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усили
я.

3. Целеполагание.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

    1. Предл..гать, распол..житься, р..стения;

    2. Прир..щение, изл..гать, пол..жить;

    3. Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.


Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-, а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение. Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла. Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение, выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“.

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

4. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ?  (можем прочитать в учебнике на с.169, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).



Работа в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Растение, вырос, выращивать, росток, растительный, росли, растёт.



Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РАСТ-РОС-РАЩ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных..

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.


Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток, отрасль, Ростислав



5. Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


6. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания ориентировочной основы действий

Работа по учебнику.

Упражнение 451, 452 – комментированное письмо.



2) Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.


Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение.
-
По какому принципу можно распределить слова на группы?



Ребята, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то: НЕ пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

4) Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.


7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями РАС-РОСТ-РАЩ (росли, растительность, выращивать, росток и т.д.).



8. Домашнее задание.

Задание по выбору:

1. Выполнить упражнение 455 из учебника.

2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «На пришкольном участке, употребляя слова и словосочетания с корнями РАСТ-РОС-РАЩ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!