Конспект урока русского языка во 2 класс Елисеевой Т. Г. учителя начальных классов МАОУ лицея№3
Тема урока: «Предлог как часть речи».
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;
Учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивать устную и письменную речь учащихся, фонетический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;
Совершенствовать культуру речи учащихся;
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы;
Воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;
Аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению русского языка.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание; умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Планируемый результат:
Предметные: узнавать предлоги в устной и письменной речи; знать, что предлоги служат для связи слов в предложении; находить имена существительные, связанные с предлогами; правильно употреблять предлоги в речи; составлять словосочетания и предложения с предлогами; писать предлоги раздельно со словами; знать, что между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; высказывать и обосновывать своё мнение; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; проводить самопроверку, самооценку; находить и исправлять ошибки; проявлять активность во взаимодействии; выслушивать разные мнения, приходить к единому решению; адекватно оценивать результаты своей деятельности
Личностные: определять мотивацию учебной деятельности; формировать адекватную самооценку
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
Организационный момент
Грамоте учиться -
всегда пригодится.
Актуализация знаний учащихся.
Чистописание
Рр
На горе Арарат растёт крупный виноград. ( Работа над чтением скороговорки)
- Какие орфограммы нам встретились? Объясните их написание.
- Подчеркните главные члены предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.
Орфографическая минутка
Д…рев…я, м…л…дая, поч…ки, цв…тут, тр…ва, п…ют, под, прил…тели, з…леная, в…сёлая.
- Обсудите со своим соседом по парте какие буквы пропущены и постарайтесь объяснить орфограммы.
- Прочитайте ещё раз эти слова и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
- Сколько будет групп? Какие?
- Запишите слова в три группы самостоятельно.
1 ряд – записывает имена существительные
2 ряд – записывает имена прилагательные
3 ряд – записывает глаголы
- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Почему?
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему?
(Под – это не имя существительное, не имя прилагательное, не глагол.)
- Кто знает, как можно назвать слово под? (Под – это предлог.)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
3. Постановка учебной задачи
Попробуйте выделить слова и записать правильно.
Мячзабросиливсеткуворот. (слайд)
- Что у вас не получилось? Чего вы не знаете? Что же делать? Какая тема урока?
4. Открытие «нового знания»
Работа по учебнику стр. 108, упр. 183 (самостоятельная работа)
Прочитайте слова тетушки Совы. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
Перед какими словами пишутся предлоги? С какой частью речи используются предлоги?
(С именами существительными)
Какое правило написания предлогов со словами использовали при письме?
Можем мы теперь правильно записать предложение о мяче?
(Нет. Мы не знаем как пишутся предлоги с глаголами.)
- Прочитайте сочетания слов, что интересного заметили?
Довёз до дома
Узнал у друзей
Отъехал от станции
Сбежал с горки
Вывод. Перед глаголами предлогов не бывает.
- Запишите предложение о мяче и объясните написание предлогов.
Мяч забросили в сетку ворот.
Работа с деформированными предложениями. Работа в группах.
1 группа – пушистый, заяц, ёлочкой, построил, дом
2 группа – белочка, ветку, ветки, рыжая, прыгает
3 группа – кот, серый, подошёл, забору
- Составили предложение? Почему?
- Подберите недостающие слова и вставьте их в предложение. Прочитайте. Какое предложение у вас получилось. Назовите, какие слова вы вставили? Как они называются?
- Для чего нужны предлоги? Как они пишутся? С какой частью речи они употребляются?
(Предлоги служат для связи слов в предложении, пишутся отдельно, употребляются с именем существительным.)
- Давайте проверим ваше предположение по учебнику. Прочитайте правило на стр. 109.
5. Физкультминутка
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
6. Первичное закрепление нового способа действия. Восстановление текста.
…полю бежит…волка заяц….лесу…поляне прыгали белочки. Ребята…опушке леса нашли спелую землянику….кошки зеленые глаза и кисточки…ушках.
Что вы заметили?
А кто знает, что это за слова?
Читаем и вставляем предлоги
О чём должны помнить? (Предлоги пишутся отдельно.)
Для чего служат предлоги?
7. Самостоятельная работа
1 уровень
- Спишите предложения и подчеркните предлоги.
Из берёзы течёт много соку – к дождливому лету.
У Семёна с Соней в сетях сом с усами.
2 уровень
- Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Без) т…пора не ходят (в) лес (за) др…вами.
Плотник (без) т…пора, что изба (без) углов.
8. Рефлексия
- Какую часть речи мы исследовали на уроке?
- Что вы узнали о предлоге?
- оцени свою работу на уроке с помощью таблицы.
9.Подведение итогов урока.
О какой части речи говорили сегодня на уроке?
Что новое узнали о предлоге?
Для чего служат предлоги?
Перед какими словами пишутся предлоги?
Перед какими словами не пишутся?
10. Домашнее задание.
Выписать из словаря пять слов с безударной е и пять слов с безударной о.