Конспект урока по русскому языку
Тема: Непроизносимые согласные
Составитель: Синицына Н.А.
Цель: Формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными.
Создать условия для понимания необходимости взаимодействия в процессе парной работы.
Способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности.
Актуализация знаний (Слайды)
Хоро.. пру.. около нашего сада. К пруду ведет у..кая доро..ка. На б..регу ст..ит ни..кая берё..ка.
Как пишутся корни в однокоренных словах?
Самоопределение темы, постановка цели. (Слайды)
Прочитайте слова: Грустный, глаз, река, лёд, дарить, звездный, зерно.
На какие группы можно разбить эти слова?
По какому признаку вы это сделали? Какие виды орфограмм мы уже изучали? Что не изучали?
Назовите согласные звуки в словах, которые мы не произносим. Как назовем эти согласные? Определите тему урока. Какую цель поставите себе на этот урок?
Работа по теме. Закрыть проектор
Запишите слова из третьей группы в тетрадь. Подчеркните непроизносимый согласный. Как проверить написание таких слов? Какие слова являются проверочными?
Упр. 223 (1 человек у доски.) Виноградова
Прочитайте. Какое буквосочетание выделено в этом слове? Какие звуки произносятся? Какой звук не произносится? Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые звуки.
Прочитайте сведения о языке. Что нам говорит сова. Назовите звуки, которые не произносятся в некоторых словах.
Физминутка (Слайды)
Работа со словарем. Закрыть проектор
Откройте орфографический словарь. Найдите слова на изучаемую орфограмму. 1 вариант – с 150. 2 вариант – с 151. Поработайте в паре, обменяйтесь сведениями о найденных словах со своим соседом по парте.
Какое значение имеет слово здравствуй, лестница, праздник, чувство? Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните непроизносимую согласную. Запомните как эти слова пишутся. Проверка со слайдом.
Закрепление.
Упр. 225
Какое задание в этом упражнении? Как проверять непроизносимую согласную в слове?
Выполнение упражнения у доски. Кто быстрее сделает, тому карточку с дополнительным заданием.
Чтение правила с 118.
Такой ли мы делали вывод? Прочитайте правило еще раз и расскажите его соседу по парте.
Рефлексия. (Слайды)
Какую цель вы ставили в начале урока?
Кто может сказать чего он достиг?
Оцените свою работу на уроке .
Итог
Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?
Домашнее задание (Слайды)
Упр. 224 с. 117
КАРТОЧКА № 1.
Составь и запиши словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
Погода (ненастье), (звезда) полёт, (честь) поступок, (радость) улы_ка, (счастье) жизнь.
КАРТОЧКА № 2.
Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни подлежащее и сказуемое в 1 предложении.
Радос_ный С_рёжа сви_нул грус_ному щенку. Поз_ним веч_ром ст_яла ненас_ная погода. Человека охв_тило радос_ное чу_ство, когда он посм_трел на звёз_ное небо.
КАРТОЧКА № 3.
Спиши, написав проверочные слова.
Окрес_ност, звёз_ный, со_нце, здра_ствуй, радос_ный, извес_ный, сер_це, свис_нул, прелес_ный, месс_ность.
КАРТОЧКА № 4.
Спиши, вставь пропущенные буквы.
К_нец но_бря – самое грус_ное время (в)д_ревне. (В)с_ду шумит мокрый ветер. Д_рогу (раз)мыло. Окрес_ность окутана туманом. В ненас_ную погоду хор_шо с_деть дома. (В)печ_ке вес_ло тр_щит огон_. Вот (за)сияло яркое со_нце. Приш_л первый зимний ден_ с лё_ким м_розом.
КАРТОЧКА № 5
Запиши слова в два столбика.
Удас_ный, мес_ность, тес_ный, шес_надцать, грус_ный, любезный, вкус_ный, чудес_ный, здра_ствуй, сер_це, ненас_ный, чес_ный, серьёз_ный, трос_ник, небес_ный.