Авторы: Каппушева А., Ягмурова Л., Нуфтиева Н.
Предмет: Обществознание
Класс: 11
Тема урока: Общественные блага
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
Развивающие: совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, систематизировать полученные данные, высказывать своё мнение по проблеме;
Воспитательные: воспитывать экономическую культуру учащихся.
Формирование УУД:
Личностные действия: Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности;
Регулятивные действия: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;
Познавательные действия: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий;
Коммуникативные действия: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями.
Основные понятия: общественные блага, блага, общество, неисключаемость, несоперничество, чистые общественные блага.
Оборудование: учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2013г., раздаточный материал, словарь, видео-справки.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте!
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Расскажите мне каким образом вы сегодня дошли или доехали до школы?
Учащиеся отвечают.
Учитель: На какие группы вы могли бы разделить транспорт, на котором приехали ребята?
Учащиеся: общественный транспорт и личный.
Актуализация знаний Учитель: Мы с вами уже изучали такие понятия как «общество» и «блага». На листочках объедините эти два понятия как «общественные блага» и напишите определение новому понятию в течение 2-3 минут.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: теперь обменяйтесь листочками с соседом. Каждый пусть посмотрит и подумает, что можно добавить в определение для характеристики общественных благ в течение 2-3 минут и сдавайте.
Учащиеся выполняют.
Учитель: Практически все дали правильное определение понятию «общественные блага».
Изучение нового материала
Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Раньше они назывались иначе – общественные фонды потребления. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам.
Общественные блага делятся на две категории – чистые и смешанные. Чистые общественные блага обладают двумя фундаментальными чертами – неконкурентностью и неисключаемостью. Как вы думаете, что подразумевается под этими чертами?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Разделитесь на четыре группы. 1 группа приведет примеры исключаемых благ, 2 группа – неисключаемых, 3 группа – конкурирующих и 4 группа – неконкурирующих. На работу 4-5 минут.
Учащиеся приводят примеры.
Учитель: Итак, неконкурентность означает, что такое благо люди могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления другими. Иными словами, прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности этих благ для остальных. Неделимость блага в потреблении, которое означает, что индивид не может выбирать объем потребления блага: все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника. Таким же благом является информация и оборона. Полезность для меня не убывает от того, что кто-то еще включил приемник или пользуется защитой армии при нападении врага. Весь объем услуг по национальной обороне представляет одно неделимое благо, как и солнце, которое светит одно на всех.
Неисключаемость означает равную доступность блага для всех, отсутствие дискриминации и ущемления в праве потребления. Это условие равного потребления общественного блага всеми индивидами. Если городские парки – общественное место развлечения, призванное быть одинаково доступным всем слоям, - неожиданно начинают взымать плату за вход, то это уже пример исключаемых благ.
Есть что-то, что вы не поняли?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Тогда идем дальше.
Многие блага имеют смешанный характер. В качестве примера можно указать автомобильные магистрали, метро или автобус, потребительские свойства которых ухудшаются по мере нарастания и перегруженности. А это значит, что при снижении скорости движения убывает полезность водителей. В таком случае соблюдается принцип неисключаемости, но нарушается требование несоперничества.
Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен. В связи с этим кто будет предоставлять общественные блага: государство или предприниматели? Почему?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Правильно. Затраты на исключение могут быть слишком высоки, чтобы предлагать такие блага за деньги. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством, что становится его важной функцией в социальной экономике.
Относительно производства, воспроизводства и предоставления «общественных благ» в социальной экономике складывается ситуация, которая существенно отличается от традиционных экономических отношений на рыночных принципах. «Общественные блага» не могут продаваться на рынках, поскольку имеют специфические свойства производственного характера и предложения или же потребления и спроса на них. Понятно, что в реальной жизни вряд ли существует некое благо, что имеет все эти особенности в совокупности, а поэтому граница между благами индивидуального и общественного использования достаточно переменчива, а иногда - едва заметна.
Исходя из всего вышесказанного есть ли у общественных благ какие либо минусы или недочеты? Если есть, то какие?
Учащиеся: Понятие «общественного блага» довольно расплывчатое. Поскольку потенциальные потребители получают пользу от общественного товара независимо от того, платили они за него или нет, сложно выявить их потребительские предпочтения и интенсивность использования блага. Так, почти невозможно вычислить пределы интенсивности использования парка, в котором одновременно находится большое количество людей. Поскольку потребители добровольно не платят за пользование общественным благом, получается, что показателей рыночного спроса на такие блага или не существует или они существенно занижены. Поэтому спрос на такие блага не создает дохода, достаточного, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их. В реальной жизни - жизни общества - предоставление «общественных благ» и их финансирование осуществляется за счет центрального и местного (регионального) бюджетов. Этим занимается специальный сектор в национальной экономике.
Учитель: Вы совершенно правы.
Закрепление нового материала, контроль
Давайте теперь обобщим и вспомним, что мы проходили сегодня и что узнали (раздать карточки). Можете работать прямо на карточках.
Что представляют собой общественные блага? На чем основано их деление на чистые и смешанные?
Создание схемы
Постройте в тетрадях схему общественных и частных благ, которые использует ваша семья (один ученик работает у доски).
Решите тестовые задания
1. Характерные признаки общественных благ:
а) неизбирательность в потреблении;
б) разделение на единицы потребления;
в) недоступность для потребления;
г) исключенность потребления.
2. Определите, что из перечисленного относится к общественным благам:
а) частный парк;
б) автомобиль;
в) национальная библиотека;
г) жилой дом;
3. К частным мы можем отнести блага:
а) с высокой конкурентоспособностью в потреблении;
б) с низкой конкурентоспособностью в потреблении;
в) с низкой исключительностью;
г) с низкой стоимостью.
Итак, основная особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потребителем или группой потребителей – оно должно быть доступно всем.
Пожалуйста, не забудьте отдать мне свои карточки. Напоминаю, если вы все сегодня поняли и усвоили, то улыбающийся смайл. Если вы что-то не поняли и было бы неплохо, если бы я вам еще раз это объяснила – грустный смайл.
Не забудьте записать основные понятия вместе с определениями в словарик!
Проанализируйте, какими общественными благами пользуетесь вы и ваша семья.
Какие общественные блага, на ваш взгляд, предоставляемые Российским государством населению, нуждаются в расширении? Составьте свои предложения. По возможности укажите источники, которые позволят это расширение осуществить.
Проработать теоретический материал.
Дополнительно на вашу электронную почту я отправлю наглядный материал. Он вам поможет справиться с будущей контрольной работой.
Спасибо за урок!
До свидания!