1.Организационно - мотивационный этап урока Определение темы урока
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки
Формулирование задач урока | Звучит песня «Гляжу в озёра синие…» из кинофильма «Вечный зов». Как называется наша Родина? С чем у вас ассоциируется Россия? Чем она богата? Как вы думаете, что называют голубыми глазами России? (если ключевое слово не найдено, предлагается загадка) Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки, Глядятся в него, молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звезды- В нём все отражаются… Как это зеркало называется? - Итак, темой сегодня на уроке будет? .. (Озера. (на слайде появляется тема). Предлагается погружение в тему, с помощью видеоряда об озёрах. Назовите известные вам озёра? - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (варианты детей) - Сегодня мы попытаемся на уроке ответить на ваши вопросы. Как вы считаете, какой вопрос будет наиболее важным? Почему? Проблемный вопрос Какое значение имеют озера в жизни и в хозяйственной деятельности человека? Проверка Д/З | Слушают песню. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы, пытаются назвать ключевое слово новой темы. Отгадывают загадку, с помощью которой определяют тему урока.
Называют озёра.
Обучающиеся задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы, например: 1.Как образуются озёра? 2.Какое значение имеют озёра в жизни человека? 3.Какие животные обитают в озерах? 4. Как вести себя на озере?
Называют цели урока | Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб.
| Систематизация географических знаний о России
| Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.
|
2.Содержательный этап урока Изучение нового материала
| Как вы думаете, что называют озером? Попытайтесь сформулировать определение озера.
Предлагает найти определение в учебнике
Какими бывают озёра? Чем они интересны? Знакомство с самыми –самыми Озерами: Байкал - самое глубокое, Каспийское-самое большое, Титикака- самое высокогорное Предлагает найти озёра на карте мира, сравнить их изображение на карте.
Котловины озер разнообразны, т к имеют разное происхождение. Работа с ЭОР (образование озёр) Учащимся предлагается заполнить таблицу, используя текст учебника «Виды озерных котловин по происхождению» Проблемная ситуация : Как озера расходуют воду?
Проблемная ситуация: Найти на карте оз Виктория и Эйр-Норт(Почему окрашены в разный цвет) А если мы посмотрим в легенду карт. Какой вывод можем сделать, что означают эти цвета? Подумайте, почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? Отчего это зависит?
Выполнение практической работы. План описания озёр. 1.название 2. на каком материке находится 3.происхождение котловины 4.сточное или бессточное 5.солёное или пресное.
Как вы думаете, для чего нужны озёра?
А есть ли озёра в нашей местности? Проблемная ситуация Что мы должны сделать, что бы сохранить богатства озер? Какие опасности могут представлять озера для вас? |
Предлагают варианты определения озера.
Находят определение в учебнике, записывают в тетрадь.
. Делают выводы, что озёра бывают разными.
Работают по карте. Делают выводы, что озёра разной величины, формы
Работают в парах с дополнительной информацией и атласом.
Работают с текстом учебника, заполняют таблицу
Отвечают на вопросы. На испарение, на вынос реками Делают выводы, что озёра могут быть сточными и бессточными.
(Солёными, солоноватыми, пресными)
Правильно отвечают на вопрос, предполагая, что озёра – это место отдыха, разведение рыбы, добыча соли, передвижение и др.
.
Пытаются вывести правила поведения на воде.(не паниковать, не цепляться за человека, который вас спасает, учиться плавать и держаться на воде, далеко не заплывать)
отвечают на проблемный вопрос |
картографическая грамотность научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;
Навыки коммуникативной компетентности
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
образовательные результаты — овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения на воде. | умение работать с разными источниками географической информации (учебником)
умение работать с разными источниками географической информации (атлас)
Умение работать с разными источниками географической информации (учебник) Получение знаний о видах озерных котловин
умение работать с разными источниками географической информации (ЭОР) умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов (озёр)
|
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.
Анализируют, обобщают.
Формирование умений работать с информацией, системного мышления, получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах (в группах)
умения оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
оценивают себя поэтапно и обобщают результативность своей работы и работы одноклассников на уроке с помощью определённых критериев |
4.Рефлексивный этап урока | О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Свои ответы начинайте со слов Теперь я знаю, что… Теперь я смогу… Предлагает написать синквейн об озёрах Правила составления синквейна: 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
| Отвечают. Я узнал… Я смогу…
Пишут синквейн, используя полученные знания. Группы оценивают друг друга | Учащиеся проводят самооценку и взаимную оценку. | | |