Конспект урока по теме: Плод. Разнообразие и значение плодов. (6 класс)
Цель урока: дать определение «плод», «околоплодник», познакомить учащихся с разнообразием и значением плодов.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей плодов, их биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметные:
Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительными источниками;
Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
Развивать на уроке активную речевую практику;
Личностные:
Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Решаемые учебные проблемы:
развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Тип урока :комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с презентацией и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок, работа со схемами.
Основное содержание учебного материала: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Дидактические задачи урока | Учебная деятельность учителя | Учебная деятельность учащихся |
Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на занятии | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока | Приветствуют учителя. Слушают. |
Мотивационный этап. | Обеспечение мотивации и формулирование целей. | Загадывает загадку: Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал. (Плод) Задает вопросы наводящие на тему урока: Как вы думаете, о чём идёт речь? Просит сформулировать тему урока. Задает вопросы выявляющие имеющиеся знания по новой теме:: Что вы можете рассказать о плодах? А что хотели бы узнать? Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать) Обобщает сказанное учащимися. | Отгадывают загадку и формулируют тему урока. Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний. Обеспечение первичного восприятия и осмысление знаний. | Задает вопрос: Из чего образуется плод? Давайте вспомним части цветка выполнив небольшой тест Какие части цветка принимают участие в формировании плода Рассмотрите плоды на тарелочке, одинаковы ли они? | Из цветка. Выполняют тест и осуществляют взаимопроверку. Выполняют зад.1 в тпо стр. 29 Рассматривают и называют различия у плодов, составляют схему |
Изучение нового материала. | Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса. | Предлагает задание: Изучить презентацию типы плодов и определить как называются плоды растений находящихся на тарелочке.
Создает проблемную ситуацию: Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. Создание проблемной ситуации Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся Закрепление материала Проводит динамическую паузу А сейчас немножко отдохнём, встаньте. Представим, что мы легкие семена. Сдунул ветер нас с цветка (дуют) И поднял под облака (встают на носочки) Мы летим, летим, летим, Приземлиться не хотим. (кружатся) Вертолетики у клена Ветерок с собой зовет (манят за собой) Мы расправим руки-крылья (руки в стороны) И отправимся в полет.(изображают вертолет) Парашютик белый-белый Тоже с ветром полетел бы Только ветер стал стихать Всех на землю опускать (медленно приседают) Мы на место сядем тоже И занятие продолжим (садятся на место) Проводит беседу по вопросам: О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды? Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета? Почему плоды вкусные? Что находится внутри плода? Для чего же появились плоды? Почему необходимо распространять семена? Предлагает послушать Сказку «О жадном дубе» (Приложение 1, №3.)
Создает проблемную ситуацию Это, конечно, сказка и она, верно, объясняет, для чего семенам нужно путешествовать. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Предлагает отгадать загадки с целью изучение способов распространения семян и одновременным выполнением задания 2 тпо стр. 29. (Загадки Приложение 2. Таблица Приложение 1,№4) Подведение учащихся к мысли о значении семян Мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека? Решение проблемного вопроса. Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него. На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? | Работают с презентацией определяют типы плодов, заполняют таблицу Заслушивают ответы в группах Заслушивают проблемный вопрос. Слушают учителя, Отвечают на вопрос – ученики высказывают свои предположения. Определяем типы плодов в задании 3 в тпо стр. 30 Проводят проверку . – ученики высказывают свои предположения. Определяют способ распространения Разгадывают загадки и одновременно выполняют задание ученики высказывают свои предположения. |
Подведение итогов | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение | Проводит игру «Чужой среди своих» В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее». 1. Рябина, кокос, лопух,. ( кокос, распространяется водой, остальные – животными) 2. Подорожник, лотос, ольха. (подорожник распространяется человеком, а все остальные – водой) 3. Одуванчик, клён, вишня. (вишня, остальные распространяются ветром.) (Приложение 1,№6) | Учащиеся выполняют задание |
Контроль и самопроверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. | Проводит тестовый контроль с самопроверкой (Приложение 1,№7) | Выполняют задание тестпо карте урока. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки. |
Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности | Проводит рефлексию Что мы сегодня с вами делали на уроке? - Зачем мы это делали? - Как мы это делали? - Что же у нас получилось? | Рефлексируют. Отвечают на вопросы |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Задает домашнее задание. 1. Изучить §12 зад. 4 тпо пис. | Записывают домашнее задание. |
Список литературы используемой при подготовке конспекта урока
1. Учебник по биологии 6 класс. Пономарёва И.Н. стр.88 – 94.
2. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008. – 128стр.
Карта урока «Плод. Разнообразие и значение».
ФИ ученика ________________________________________________ дата ________
1. «Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.
1-
2
3
4
5
6
7
8
9 оценка-
Заполните таблицу ,изучите коллекцию и презентацию
Название растения | Тип плода | сухой | сочный | Одно- семянный | Много- семянный |
рябина | | | | | |
Грецкий орех | | | | | |
банан | | | | | |
помидор | | | | | |
овес | | | | | |
акация | | | | | |
огурец | | | | | |
Пастушья сумка | | | | | |
Самооценка за урок-
Оценка товарищей по группе-
Карта урока «Плод. Разнообразие и значение».
ФИ ученика ________________________________________________ дата ________
1. «Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.
1-
2
3
4
5
6
7
8
9 оценка-
Название растения | Тип плода | сухой | сочный | Одно- семянный | Много- семянный |
физалис | | | | | |
шиповник | | | | | |
яблоня | | | | | |
клен | | | | | |
подсолнечник | | | | | |
арахис | | | | | |
мак | | | | | |
слива | | | | | |
Самооценка за урок-
Оценка товарищей по группе-
Карта урока «Плод. Разнообразие и значение».
ФИ ученика ________________________________________________ дата ________
1. «Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.
1-
2
3
4
5
6
7
8
9 оценка-
Название растения | Тип плода | сухой | сочный | Одно- семянный | Много- семянный |
груша | | | | | |
репейник | | | | | |
каштан | | | | | |
кукуруза | | | | | |
Редька дикая | | | | | |
фасоль | | | | | |
кабачок | | | | | |
мандарин | | | | | |
Самооценка за урок-
Оценка товарищей по группе-
Карта урока «Плод. Разнообразие и значение».
ФИ ученика ________________________________________________ дата ________
1. «Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.
1-
2
3
4
5
6
7
8
9 оценка-
Название растения | Тип плода | сухой | сочный | Одно- семянный | Много- семянный |
люпин | | | | | |
рожь | | | | | |
лимон | | | | | |
клюква | | | | | |
ирис | | | | | |
горчица | | | | | |
фундук | | | | | |
тыква | | | | | |
Самооценка за урок-
Оценка товарищей по группе-
3. Сказка «О жадном дубе»
На околице села рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в юном возрасте. Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
6.
Игра «Чужой среди своих» В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее».
1. Рябина, кокос, лопух,.
2. мак, лотос, недотрога
3. Одуванчик, клён, рябина.
Запишите номера тех растений, которые вы считаете лишними _____________
Тест по теме Плоды.
Вариант 1.
А1. На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?
вскрывающиеся и невскрывающиеся
односемянные и многосемянные
сухие и сочные
большие и маленькие
А2. Благодаря какой функции плодов происходит освоение растениями новых территорий?
защита
созревание
развитие
распространение
А3. Из чего развивается плод?
из завязи пестика
из пыльцы пыльника
из семязачатков пестика
из венчика
В1. Из каких частей состоит плод?
В2. Генеративными частями цветкового растения являются: цветок, …, ….
С1. Перечислите функции плода.
Тест по теме Плоды
Вариант 2.
А1. Что защищает семена?
околоцветник
околоплодник
кожура
чешуи
А2. На какие группы можно разделить плоды по способу рассыпания?
сухие и сочные
односемянные и многосемянные
вскрывающиеся и невскрывающиеся
большие и маленькие
А3. Из чего развиваются семена?
из пыльцы пыльника
из семязачатка пестика
из спермия
из венчика
В1. Как еще называют цветковые растения?
В2. Каковы основные биологические функции плодов и семян?
С1. На какие группы можно разделить плоды?
Приложение 2
Загадки по распространению семян.
1. Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
2. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
3. На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
4. Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
5. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.