СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме религия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме

религия  и

религиозные организации

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме религия»





Тема урока

« Религия и религиозные объединения»

Дата урока

18 декабря, 2017

Тип урока

Изучение нового материала(1 часть параграфа)

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, доска.

Тексты Конституции РФ.

Карточки (Тренировочные задания в формате ЕГЭ под ред.

П. А. Баранова.)

Крещение Руси кейс

Памятки с домашним заданием


Методы и формы обучения

Методы: проблемный (Нужна ли религия современному обществу?),

 Формы: индивидуальная,  фронтальная.



































План урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы и целей урока

  4. Изучение нового материала.

  5. Рефлексия урока







Ход урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: - учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках .

На прошлом уроке мы изучали наук и образование. Начнем сегодня с проверки домашнего задания (каждому ученику были розданы карточки (вопросы были составлены в формате ЕГЭ); карточка содержала 5 вопросов, за каждый правильный ответ по одному баллу)).

Карточка: Наука и образование

1.Сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, это-:

1)образование,2)творчество,3)наука,4) искусство

2. Верны ли суждения о науке?

А. Главная задача науки -получение истинных знаний

Б. Наука - сложная неразвивающаяся система

1)верно только А2)верно только Б 3)Верны оба 4) оба неверны

3. В средней школе города Н.педагоги большое внимание уделяют изучению таких предметов, как экономика, право и политология,

это:1)компьтеризация,2)гуманитаризации,3)гуманизации,4)демократизации

4.Выберите верное утверждение об образовании.

1) Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

2)Наука и образование неразрывно связаны: 1)верно только А 2)верно только Б 3)Верны оба 4) оба неверны

5.Функции науки (перечислите 3)( Культурно-мировоззренческая,Познавательно-объяснительная,Прогностическая)

После того как собрала карточки, вместе проверили тест, обсудили ошибки, оценили свою работу



И как всегда мы начинаем наш урок с эпиграфа, который мы записываем в тетради для аргументов к эссе. Сегодня эпиграфом к уроку я взяла слова Аврелия Августина «Будем же верить если уразуметь не можем».

По эпиграфу, кто из вас догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке. (Дети отвечают)

Наряду с наукой, образованием, культурой древнейшей и основной формой духовной культуры является – религия. Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Перечислите мне еще, что относится к духовой культуре: мораль, наука, законы, ценности.

А сейчас хотелось бы озвучить цели нашего урока

Цели урока:

  • дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;

  • формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;

- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;


План изучения нового материала:

1. Особенности религиозного сознания

2.Религиозное сознание

3.Светское сознание

4.Функции религии


Вступительное слово учителя: Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, социологией, историей помогает религия. Религия в буквальном переводе с латинского означает «связь». Что такое связь? Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира. Составляем кластер на доске основных понятий, которые может, по вашему мнению, включать в себя любая религия: вера, мировые религии, священные книги церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания,

Итак, религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, в сверхъестественное (Записываем в тетрадь)

Верующие говорят – это способность «устраивать» судьбу человека после смерти.

Религиозная жизнь всегда опирается на Религиозное сознание - это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей является – Бог - высшая сила в мире.

  • Работа с учебником (Поиск информации в книге) Что такое светское сознание?

Вывод: Религиозное основано на вере, светское - на силе разума

Наука, занимающаяся изучением мировых религий, культов, верований

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (записываем в тетрадь)

Но, не стоит путать религиоведение с теологией.

Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказ, мифы, верования в богов у древних греков, римлян и других народов. В них отчетливо представлен мнообожный характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете,в религиях христиан и мусульман выражен единобожный принцип.

Политеизм- система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Монотеизм- религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

- Какие религии вы знаете?

- Какие мировые и национальные религии вы знаете? (Ответы детей)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Д/З После того как выявлены основные религии, раздала памятки, необходимо заполнить и приклеить в тетрадь

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая . (Записываем в тетрадь)

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте нужна ли религия человеческому обществу?

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряются с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».


В чем ее положительные и отрицательные стороны?(Ответы детей)

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

4. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.









Рефлексия урока

(работа с Конституцией РФ)

Каково отношение государства к религии и церкви?

Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

Выполняем 28 задание. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • 1. Понятие религии

  • 2. Главные признаки религии:

  • а) вера в сверхъестественное

  • б) Организованное поклонение высшим силам

  • в) Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога

  • 3. Формы религии:

  • а) национальные религии

  • б) мировые религии

  • 4. Основные функции религии:

  • а) мировоззренческая

  • б) компенсаторная

  • в) коммуникативная

  • г) регулятивная



  • Работа с кейс методом





Крещение Руси кейс

 

И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду - воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе"...  И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. … Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. 

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.  Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и девиц.  (отрывок из Повести временных лет). В 988 году Владимир Святославич крестил Русь. Причислен к лику святых в XIV веке.

Какое противоречие вы заметили?

Почему (в силу каких причин) Владимир – закоренелый язычник и грешник (с точки зрения христианской морали) стал инициатором крещения Руси?

 


Домашнее задание: § 14, стр.142-146, заполнить памятки, приклеить в тетрадь, выучить все определение в тетради























 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс