СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Соседи Солнца

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал конспекта как вариант проведения урока по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Соседи Солнца»

УРОК на тему: «СОСЕДИ СОЛНЦА»


ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятиями «Солнечная система», «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты»

ЗАДАЧИ:

- познакомить учащихся с понятиями;

- дать представление о структуре Солнечной системы;

- познакомить учащихся с формой доклада по заданному материалу

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, рабочая тетрадь


ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Фронтальный опрос

- Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?

- Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?

- Какой вклад внес Галилей в изучение строения Вселенной?

- Какую модель Вселенной предлагает современная наука?


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

(Рассказ учителя)

Солнце и движущееся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. В ней 9 планет, многие из которых имеют спутники. В настоящее время ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно 4,5-5 млд. Лет назад из газово-пылевого облака.

Планеты делят на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. К первой из них относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс. Все они намного меньше по размерам, чем планеты-гиганты.


Меркурий

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Свое название она получила в честь одного из древнеримских богов. Эта планета намного меньше Земли, по размеру и массе она схожа с Луной. Похожа на лунную и ее поверхность: те же многочисленные кратеры, горы. Слово «кратер» в переводе с греческого означает «большая чаша». Диаметры некоторых кратеров 200 км, а высота гор достигает 4 км. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +400С. Меркурий практически лишен газовой оболочки – атмосферы (слово «атмосфера» образовано от греческих слов «атмос» – пар и «сфера» - шар). Спутников у него нет.

(содоклад учащегося)


Венера

Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. И это не случайно. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом.

По размерам Венера лишь немного меньше Земли. Она имеет плотную, облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура на Венере даже выше, чем на Меркурии, - до +500С!

Большую часть поверхности Венеры занимают холмистые равнины. Обнаружены на планете и горные районы. В одном из таких районов возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. Спутников Венера не имеет.

(содоклад учащегося)


Земля

Земля – это самая большая из планет земной группы. Она имеет атмосферу, образованную азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа. Более 70% поверхности Земли покрыто водой, чего не встретишь на остальных планетах. Но главное отличие Земли от других планет состоит в том, что только на ней есть жизнь.

(содоклад учащегося)


Луна

Луна – единственный естественный спутник Земли, самое близкое к ней и поэтому особенно хорошо изученное небесное тело. Среднее расстояние от Земли до Луны около 400 тыс. км.

Луна практически лишена атмосферы и воды. Большую часть ее поверхности занимают обширные гористые области. И называют «материками». Высота некоторых из расположенных здесь гор достигает 9 км. Материки выглядят более светлыми. Более темные участки лунной поверхности принято называть «морями». Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой.

На поверхности Луны очень много кратеров. Большинство их – результат ударов метеоритов (космических камней) о поверхность Луны. Диаметр некоторых кратеров превышает 100 км.

(содоклад учащегося)


Марс

Марс – красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получил название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе.

Поверхность Марса – пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Например, потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км. Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.

У Марса тонкая, разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Они состоят из замерзшей смеси воды и углекислого газа.

Средняя температура на Марсе составляет -70С. Только вблизи экватора она может иногда поднимать выше 0С. На планете заметна смена времен года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой. Марс имеет два спутника.

(содоклад учащегося)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. пункты учебника

  2. вопросы

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с заданиями и текстом учебника

VI. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

Оглашение учителем оценок учащихся за урок