Приложение 15
КОНСПЕКТ УРОКА В 9Б КЛАССЕ
Тема: «Виды алгоритмов: разветвляющийся алгоритм».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающая: Познакомить детей с основными понятиями и создать условия для выработки умений составления разветвляющегося алгоритма для решения практических задач.
Воспитательная: Создать условия для формирования информационной культуры, привитие интереса к изучаемому разделу и информатике в целом, воспитание общеинтеллектуальных навыков.
Развивающая: Способствовать развитию компонентов алгоритмического мышления, а так же усидчивости, внимательности и памяти.
Структура урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Совершенствование и проверка знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Первичное закрепление полученных знаний.
5. Домашнее задание.
6. Окончание урока.
Конспект урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Добрый день. На прошлом уроке мы изучали линейный алгоритм. Целью нашего сегодняшнего урока является изучение следующего вида алгоритмов.
2. Совершенствование и проверка знаний.
Но сначала мы проверим, насколько хорошо Вы запомнили свойства алгоритма. Сейчас на листочках запишите:
Диктант. Время его выполнения ограничено. Приступим.
Первый вопрос: Можно ли известное Вам явление – круговорот воды в природе считать алгоритмом и почему?
Второй вопрос: Можно ли данную последовательность действий назвать алгоритмом? - достать ключ, вставить его в замочную скважину, повернуть ключ два раза против часовой стрелки, вынуть ключ, открыть дверь.
Третий вопрос: В одной из русских сказок герою дается поручение: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли этот набор действий считать алгоритмом? Обоснуйте свой ответ.
Четвертый вопрос: Что такое алгоритм?
Пятый вопрос: Перечислите свойства алгоритма.
Шестой вопрос: Перечислите способы записи алгоритмов.
Седьмой вопрос: Приведите пример записи алгоритмов на естественном языке.
Восьмой вопрос: Является ли следующий рецепт алгоритмом? 300 г муки, 1 стакан сахарного песка, 1 стакан молока, соль по вкусу. Обоснуйте свой ответ.
3. Изложение нового материала.
Итак, как я уже сказала, сегодня мы с вами будем работать над новой темой. Наша задача на сегодняшний урок - познакомиться с новыми понятиями для того, чтобы применять их на следующих уроках.
О
ткройте тетради и запишите тему урока: "Разветвляющийся алгоритм".
Иногда случается так, что действия, которые мы будем выполнять, зависят от некоего условия, например, если вечером будет хорошая погода, то мы пойдем гулять.
П
ри решении задач, в которых возникает такая ситуация следует воспользоваться разветвляющимся алгоритмом. Запишите в свою тетрадь его определение и общую структуру, которые видите на доске. Вы записали полную форму разветвляющегося алгоритма.
В данной структуре Вы видите новый блок. Это блок условия. Существуют два вида условий – простые и сложные (примеры на доске).
Т
еперь давайте применим знания, которые сейчас получили, при решении практической задачи. При решении ее мы воспользуемся разветвляющимся алгоритмом. После начала мы с вами должны проанализировать наличие дождя на улице, в зависимости от него правильно разместить действия, которые соответствуют погоде по условию задачи. Поскольку эти действия являются результатом работы алгоритма и именно их мы должны увидеть в конце, будем выводить их в блоке вывода. Какая это будет фигура? (Параллелограмм). Верно! (Алгоритм появляется в ходе рассуждений, ученики записывают его в тетрадь). [Использована первая часть четвертого методического приема для развития алгоритмического мышления: создание нового алгоритма и его запись. Этот прием способствует развитию второго и четвертого компонентов интересующего нас мышления: умение выделения операций, необходимых для решения задачи и навык построения модели процесса решения].
Первичное закрепление полученных знаний.
З
апишите в тетрадь следующую задачу: Поскольку в зависимости от некоторого условия мы должны совершать разные действия, воспользуемся разветвляющимся алгоритмом.
Как всегда начнем алгоритм с блока «Начало». По условию задачи нам необходимо выполнить некоторые действия с двумя числами, то есть нам необходимо их ввести. Теперь, имея переменную А мы можем производить сравнение. В зависимости от истинности составленного нами условия мы распределяем действия, указанные в условии задачи. Не забываем, что после выполнения действий необходимо вывести полученный результат и закончить алгоритм. (Блок-схема появляется пошагово, в ходе объяснения учителя).
Для того, чтобы проверить правильно ли мы составили алгоритм необходимо сделать таблицу трассировки. В столбцах таблицы трассировки находится: номер шага, аргументы, результат, промежуточные данные. В нашей задаче промежуточные данные - условие. Таким образом, таблица трассировки для этого алгоритма будет состоять из пяти столбцов. Вывод данных не указываем в таблице трассировки, то есть в ней будет 3 строки. (Выполнение на доске двух таблиц трассировки, чтобы показать ученикам, как будет выполняться алгоритм при разных значениях аргументов). [Использован второй и четвертый методический прием развития алгоритмического мышления, а именно: усвоение алгоритмов решения основных типовых задач и создание нового алгоритма, его запись, проверка и исполнение самим учеником. Использование этих приемов в имеющихся условиях способствует активизации и развитию первого, второго, четвертого и пятого компонентов алгоритмического мышления. При неверном решении ученик должен применить и шестой компонент, для этого необходимо использовать второй методический прием].
С
да
нет
уществует сокращенная форма разветвляющегося алгоритма. Она используется тогда, когда в зависимости некоторого условия и необходимо выполнить действия. Причем вторая ветвь отсутствует по условию задачи. Е

е общий вид запишите себе в тетрадь и мы рассмотрим применение этой формы на конкретной задаче.
Э
та задача очень похожа на вторую задачу, которую мы решали на этом уроке, при ее решении будем использовать сокращенную форму разветвляющегося алгоритма. Но прочитав задачу, вы, наверное, все увидели, что нужно использовать другое условие. Мы воспользуемся сложным условием. Вы уже составляли их при работе с базами данных и в электронными динамическими таблицами. Используем логическую связку «И». (Составляем коллективно условие). Теперь воспользуемся свойством дискретности алгоритма и разделим действия на два блока. Видим из условия задачи: если условие ложно, то никаких действий выполнять не нужно, поэтому переменная С отсутствует и не имеет никакого значения. Это значит, что мы должны вывести ее по ветке «Да».
(Блок-схема появляется по частям в ходе решения задачи).
Теперь мы посмотрим, как же действует алгоритм, который мы сейчас составили. Для этого составим таблицу трассировки, где вначале помещаем аргумент – а, затем результат – С, и условие. (Выполнение таблицы трассировки на доске).
[Использован четвертый методический прием для развития алгоритмического мышления: создание нового алгоритма, его запись, проверка и исполнение самим учеником. Этот прием способствует развитию второго и четвертого компонентов интересующего нас мышления: умение выделения операций, необходимых для решения задачи и навык построения модели процесса решения].
Домашнее задание – составить разветвляющийся алгоритм для решения задачи: если на улице идет дождь, нужно взять зонт. [Используется часть четвертого методического приема: создание нового алгоритма и его запись. Воздействие идет на второй и четвертый компонент].
Окончание урока.