Приложение 15
КОНСПЕКТ УРОКА В 9Б КЛАССЕ
Тема: «Виды алгоритмов: разветвляющийся алгоритм».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
Обучающая: Создание условий для формирования навыка создания разветвляющихся алгоритмов для решения задач и использование вложенных ветвлений.
Воспитательная: Создать условия для формирования информационной культуры, привитие интереса к изучаемому разделу и информатике в целом, воспитание общеинтеллектуальных навыков, умения работать индивидуально и в коллективе.
Развивающая: Способствовать развитию компонентов алгоритмического мышления, а так же усидчивости и внимательности.
Структура урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Совершенствование и проверка знаний.
3. Домашнее задание.
Выставление поурочного балла.
Окончание урока.
Конспект
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Добрый день! На прошлом уроке мы изучили разветвляющийся вид алгоритмов. Сегодня закрепляем этот материал.
2. Совершенствование и проверка знаний.
О
прос: Какие виды ветвления мы прошли на прошлом уроке? (полное и неполное). Чем они отличаются? (У полного присутствует ветвь иначе (нет), у неполного - отсутствует). Что такое условие в разветвляющемся алгоритме? (Два выражения, разделенных знаком сравнения, от истинности которого зависит выбор дальнейших действий). Какие вы знаете знаки сравнения? (, , =, 4*с) Что представляет из себя сложное условие? (два простых условия, объединенных логической связкой – not, and, or).
Теперь проведем небольшую самостоятельную работу, в которой вы должны показать чему научились на прошлом уроке.

[В первом задании ученики должны применить второй и четвертый компоненты алгоритмического мышления, а именно: умение выделения операций, необходимых для решения задачи и навык построения модели процесса ее решения. При выполнении второго задания – первый компонент алгоритмического мышления: умение анализировать требуемый результат и выбирать на этой основе исходные данные для решения проблемы. При выполнении последнего задания ученики должны проявить пятый компонент своего алгоритмического мышления: способность реализации процесса решения задачи и соотнесение результатов с тем, что следовало получить].
Закончили работу.
И
так, настроимся на работу. Продолжаем работать с разветвляющимися алгоритмами и сейчас мы вместе попробуем решить следующую задачу (1). Для ее решения нам необходимо поработать со сложными условиями. (Учитель вместе с учениками пытается составить разветвляющийся алгоритм у доски, но когда дело заходит в тупик перед ними встает проблема. То есть учитель эмпирическим путем приводит детей к тому, что в некоторых задачах можно использовать вложенные разветвляющиеся алгоритмы).
Для того, чтобы решать подобные задачи нам понадобится вкладывать разветвляющиеся алгоритмы друг в друга. (Решение задачи + таблица трассировки). [Использован четвертый методический прием для развития алгоритмического мышления: создание нового алгоритма, его запись, проверка и исполнение алгоритма самим учащимся. Воздействие направлено на развитие второго, четвертого и пятого компонентов].
Попробуем решить следующую задачу с использованием данного метода. Задача 2: подъезжая к светофору, посмотри: если горит зеленый, жми на газ, если желтый – притормози, красный – стой.
(1 ученик решает у доски).

да нет
да нет
Составим таблицу трассировки для этого алгоритма:
№ шага | цвет | Результат | Условие 1 | Условие 2 |
1. | Зеленый | | | |
2. | | | Зеленый = желтый - нет | |
3. | | | | Зеленый = красный – нет |
4. | | Жми на газ | | |
[Использован четвертый методический прием для развития алгоритмического мышления: создание нового алгоритма, его запись, проверка и исполнение алгоритма самим учащимся. Воздействие направлено на развитие второго, четвертого и пятого компонентов].
Решим следующую задачу 3: Если вы учитесь 1-4 классе, то вы младший школьник, если 5-9 – вы средний школьник, в 10-11 классе – вы старший школьник, иначе вы не являетесь школьником. (1 человек у доски).

да нет
да нет
да нет
[Использована первая часть четвертого методического приема для развития алгоритмического мышления: создание нового алгоритма, его запись. Воздействие направлено на развитие второго и четвертого компонентов].
Задача 4: С клавиатуры вводится три числа. Найти максимальное из них.
(Учитель решает задачу у доски).
да нет
д
а нет
[Использован третий и четвертый методический прием, так как мы создавали новый алгоритм и записывали его на языке блок-схем. Приемы, которые мы использовали при выполнении этого задания, были направлены на развитие второго и четвертого компонентов алгоритмического мышления].
3. Домашнее задание. Задача: Составить блок-схему решения квадратного уравнения. Выполнить таблицу трассировки получившегося алгоритма.
[Четвертый методический прием, направленный на развитие второго и четвертого компонентов алгоритмического мышления].
4. Выставление поурочного балла.
5. Окончание урока.