ВЫБОРЫ
Предмет: обществознание (урок 35 минут)
Дата:
Класс: 9
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах, формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования; помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации (предметные УУД);
2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение - коммуникативные УУД);
3. способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию учащихся, готовить к осознанному выполнению роли избирателя, создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин (метапредметные УУД).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок получения нового знания, групповая работа.
УМК: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая «Обществознание. 9 класс»
Методы и технологии: деятельностный, частично – поисковый, проблемный, ТРКМ.
Оборудование: проектор, презентация по теме урока, фрагменты документов, тексты задач, раздаточный материал.
Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы.
План урока:
1. Орг.момент. 2 мин
2. Изучение нового материала: 22 мин
Понятие «выборы», референдум.
Признаки демократических выборов.
Категории лиц, не имеющие права голоса.
Виды избирательных прав.
Классификация выборов.
Виды избирательных систем.
3. Рефлекия. 7 мин
4. Подведение итогов, самооценка и объявление д/з. 4 мин
Ход урока
Орг. момент: актуализация знаний, формулировка цели и задач учениками.
Класс делится на 3 группы по 8-10 человек в каждой.
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, варианты поступков. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Как вы думаете, о каком политическом процессе мы будем сегодня говорить? (выборы). СЛАЙД 1. Зачем, с какой целью? (знать процедуру, знать свои права и т.д.)
2. Изучение нового материала:
1. СЛАЙД 2. Эта тема необъятная, сегодня мы коснемся лишь нескольких вопросов. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют виды выборов и избирательных систем.
Что вы уже знаете о выборах? Каждая из команд составляет понятийное колесо. СЛАЙД 3. - 1 минута
Что же такое выборы? СЛАЙД 4. А еще есть понятие референдум.
Давайте с вами сейчас на основе имеющихся у вас знаний проведем выборы. Наши уважаемые гости - это кандидаты. Голосуем по своим симпатиям (на столе у вас лежат листы, где нужно написать, за кого вы голосуете). Вам 1 минута определиться с выбором. (Учитель ходит по группам и комментирует):
- Женя, ты не за того человека голосуешь, подумай!!!
- Я знаю, Ваня неправильно проголосует, Артем, возьми у него лист, и проголосуй за него!
Итак, отдает свои голоса 1 группа...и садится на место...2-ая.....3-я...
Ну и как у вас ощущения, ребята? Как вам в роли избирателей? Все ли мы с вами сделали правильно? (да/нет). А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в документах, законах) Каких? (Конституция, законы о выборах и т.д.) К ним я и предлагаю обратиться за пояснением. Мы можем узнать о процедуре выборов из следующих законов. СЛАЙД 5. - 1 минута
1 группа работает со Статьей 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
и отвечает на вопросы: какие признаки демократических выборов указаны в законе? Какие мы нарушили?
2 группа работает со Статьей 32 Конституции РФ
и отвечает на вопрос: какие категории лиц не имеют права участвовать в выборах?
3 группа работает со Статьей 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
и отвечает на вопросы: какими видами избирательных прав обладают граждане РФ?
2. Итак... 1 группа: Какие признаки демократических выборов указаны в законе? СЛАЙД 6. Какие мы нарушили? (все!!)
3. 2 группа: Какие категории лиц не имеют права голоса? СЛАЙД 7. (3 группа, присоединяйтесь! - несовершеннолетние). А у нас в каждой были "засланные казачки". Догадайтесь, кто это? Кто не имеет права голоса? (по одежде: Дима - умалишенный, специально сбежал на наши выборы из спец больницы. Дима встает (в смирительной рубашке) и кричит: "Я - Наполеон, вы не имеете права лишить меня голоса!" Женя - заключенный (в тельняшке),сбежал специально на наши выборы из мест не столь отдалённых, встает: "Век воли не видать!" Полина, француженка, сбежала специально на наши выборы из исторического музея, встаёт: "Я не говорить по-русски... я здесь ради музей"). Ну и все вы - несовершеннолетние, не имеющие пока права голосовать на выборах.
4. 3 группа: Какими видами избирательных прав обладают граждане РФ? СЛАЙД 8.
Для чего, как вы думаете, возрастной ценз есть и в активном, и в пассивном избирательном праве? (образование, опыт)
Прослушивание гимна РФ.
5. А каких еще лиц мы избираем? СЛАЙД 9. Давайте классифицируем эти выборы. Работа со схемой. 1 минута
1 группа - классифицирует по объекту;
2 группа - по масштабу (уровню);
3 группа - по характеру.
6. В зависимости от того, кого и как мы выбираем, различают типы избирательных систем. СЛАЙД 10.
Посмотрите видео и выделите признаки: СЛАЙД 10. - 2 мин.
1 группа - мажоритарной ИС
2 группа - пропорциональной ИС
3 группа - смешанной ИС
3. Рефлексия.
Итак, что вы сегодня узнали нового для себя? Теперь не допустите ошибок при выборах? Проверим? У каждой из групп на парте - ситуативные задачи. Решите их. СЛАЙД 11. - 2 мин.
Молодцы, справились. Предлагаю выразить свои эмоции к выборам. Составьте синквейн. СЛАЙД 12. - 2 мин.
1 группа - выборы
2 группа - избиратель
3 группа - избирательные системы
4. Подведение итогов, самооценка и объявление д/з.
Как вы можете оценить свою работу на уроке?
Совсем скоро вы примите участие на выборах. Участие в выборах – это показатель Вашей гражданской зрелости и самостоятельной позиции, от которых зависит будущее нашей страны. "Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?"
В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".
Желаю вам, молодым и будущим избирателям, успехов в учебе, новых творческих идей, целеустремленности в достижении задуманного!
Д/з на выбор: СЛАЙД 13.
Кластер по теме: «выборы»
Мини-сочинение «почему надо ходить на выборы»
Параграф 4.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО (3 шт)
ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ (14 ШТ х 2)
ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ | ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ |
ДОКУМЕНТЫ
1 ГРУППА
Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
ДОКУМЕНТЫ
2 ГРУППА
Статья 32 Конституции РФ
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
ДОКУМЕНТЫ
3 ГРУППА
Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
СХЕМА
"КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ"
1 ГРУППА
ВЫБОРЫ
по объекту: парламентские президентские в органы местного самоуправления | по масштабу (уровню): федеральный уровень – в масштабах всей страны региональный уровень – субъектов РФ местный уровень – муниципальных образований | по характеру: выборы коллегиальных органов – Государственная Дума РФ выборы должностных лиц (единоличные органы) – Президент РФ |
СХЕМА
"КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ"
2 ГРУППА
ВЫБОРЫ
по объекту: парламентские президентские в органы местного самоуправления | по масштабу (уровню): федеральный уровень – в масштабах всей страны региональный уровень – субъектов РФ местный уровень – муниципальных образований | по характеру: выборы коллегиальных органов – Государственная Дума РФ выборы должностных лиц (единоличные органы) – Президент РФ |
СХЕМА
"КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ"
3 ГРУППА
ВЫБОРЫ
по объекту: парламентские президентские в органы местного самоуправления | по масштабу (уровню): федеральный уровень – в масштабах всей страны региональный уровень – субъектов РФ местный уровень – муниципальных образований | по характеру: выборы коллегиальных органов – Государственная Дума РФ выборы должностных лиц (единоличные органы) – Президент РФ |
ПРИЗНАКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
1 ГРУППА
МАЖОРИТАРНОЙ
ПРИЗНАКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
2 ГРУППА
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ
ПРИЗНАКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
3 ГРУППА
СМЕШАННОЙ
«СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ»
1 ГРУППА
Задача № 1. (действующие лица: избиратель, два члена избирательной комиссии)
Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок (громко поет).
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Иванов (протягивает второй паспорт):
- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.
2й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
«СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ»
2 ГРУППА
Задача № 2. (действующие лица те же)
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов идет к кабинке для голосования на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию ?»
Иванов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
«СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ»
3 ГРУППА
Задача № 3. (действующие лица те же)
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:
- За кого все голосуют?
2й представитель избирательной комиссии отвечает:
- Я советую вам голосовать за Обещалкина, у него наиболее реальная предвыборная программа. (На стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию…»)
Иванов:
- Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.
Иванов уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
СИНКВЕЙН (3 ШТ)