МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа им. П.С.Борисова №1»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Сергеева Людмила Анатольевна
22 февраля 2007 года
Цели урока:
формируют умение распознавать части речи;
развивают умение употреблять прилагательные в речи;
активизируют словарный запас;
развивают логическое мышление.
Оборудование:
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Круглый, оранжевый, сочный… / на доске
Зеленая, пушистая, колючая…
Трусливый, маленький, белый…
Почитай первую строчку…
К какой части речи относятся эти слова?
Что называют имена прилагательные?
На какие вопросы они отвечают?
Давайте подберем к именам прилагательным имена существительные, подходящие по смыслу.
На какой вопрос здесь нет прилагательных?
А если прилагательные обозначают признаки нескольких предметов?
Солнце (какое?)…
Карандаши (какие?)…
Темой сегодняшнего урока …
Чистописание
та ата то ото те ете тя ятя
От топота копыт пыль по полю летит (устно)
Индивидуальная работа по карточкам (одновременно с чистописанием)
Работа по теме урока
Повторение
На доске висит таблица со словом «антонимы»
Запись под диктовку прилагательных, противоположных по смыслу.
Горячий, маленький, низкий, узкий, добрый, молодой, плохой, трусливый
Холодный, большой, высокий, широкий, злой, старый, хороший, храбрый
Прочитайте записанные вами прилагательные.
Какие знакомые вам орфограммы встретились вам в этих прилагательных.
(Назовите прилагательные, в которых есть проверяемые безударные гласные)
Подберите к прилагательному холодный подходящие по смыслу существительные
(Холодный день, суп, взгляд) (Холодный взгляд – работа над переносным смыслом словосочетания)
(Теплый день, горячий суп, добрый взгляд)
Словарная работа
На доске П…суда - шкаф
М…роз - день
Г…род - парк
Какая группа слов здесь записана?
Что обозначают эти слова?
На какие вопросы они отвечают?
Как они называются?
На какой вопрос отвечает эта группа слов? (что?) Почему? (неодушевленные существительные)
Какая пропущенная орфограмма объединяет эти существительные?
Читаем орфографически правильно
Образовать от существительных первого столбика однокоренные имена прилагательные так, чтобы они образовали словосочетания с существительными второго столбика
Записать полученные словосочетания по рядам.
Признак скольких предметов обозначают записанные вами прилагательные?
Следовательно, это прилагательные … (единственного числа)
Устно Б…резы веники
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
Работа с текстом
На доске Наступила ... зима. Выпал … снег. Деревья и кусты надели …шапки. На окнах появились …узоры.
Что вы прочитали?
Почему это текст?
Чего не хватает этому тексту, чтобы он стал красочнее, ярче, интереснее?
Списать, подчеркнуть прилагательные. Прочитать полученный текст.
Озаглавьте текст (устно)
Что должен отражать заголовок текста.
Теперь продолжим наш текст и запишем под диктовку еще одно предложение. (Над крышами домов стоят высокие столбы дыма.)
Разобрать это предложение по членам предложения.
Какой частью речи выражено подлежащее? Сказуемое?
Игра «Узнай предмет»
Ведущий стоит задом к доске. Учитель пишет на доске слово. Ученики называют прилагательные, характеризующие это слово, до той поры, пока ведущий не угадает слово.
Арбуз (сочный, красный, сладкий, зеленый, сахарный, круглый)
Подведение итогов урока.
С какими важными для нашей речи словами мы сегодня работали?
Зачем нужны прилагательные в речи?
Что понравилось на уроке?
Домашнее задание.
Оценка знаний учащихся.