СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по всеобщей истории 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»

Цели урока:

Обучающая: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в России начала ХХ в. Познакомить с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Углубить знания о событиях первой российской революции.

Выяснить суть разногласий в видении путей развития России С.Ю. Витте и В.К. Плеве; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по всеобщей истории 11 класс»

Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»

Цели урока:

Обучающая: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в России начала ХХ в. Познакомить с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Углубить знания о событиях первой российской революции.

Выяснить суть разногласий в видении путей развития России С.Ю. Витте и В.К. Плеве; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе;

Развивающая: умение устанавливать причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале ХХ века; анализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны 1904-1905гг.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к истории России, чувство гордости за соотечественников.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: Лекция с элементами беседы.

Виды контроля: Индивидуальный, групповой.

Литература: Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX начале XXI века. – М.:, Просвещение, 2008г.

Самыгин П.С. История. Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2009г

  1. Организационный момент.

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

Основные понятия и термины: сфера влияния, стачка, Государственная Дума, полицейский социализм.

Основные даты:

1904 - 1905 гг. – Русско–японская война.

1905-1907 гг. – Первая российская революция.

9 января 1905 г. – «Кровавое воскресение».

Октябрь 1905 г. Всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Декабрь 1905 г. – вооруженное восстание в Москве.

Исторические личности: Николай II, Георгий Аполлонович Гапон, Петр Петрович Шмидт, Вячеслав Константинович Плеве, Сергей Юльевич Витте, Сергей Васильевич Зубатов.

Оборудование: кроссворд, карта «Русско-японская война 1904-1905гг.».

План

  1. Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.

  2. Русско-японская война 1904-1905 гг.


Ход урока

  1. Изучение нового материала

Преподаватель. Индустриальная модернизация в России проходила гораздо более быстрыми темпами, чем в европейских странах: сложные процессы и явления, которые должны были подготавливать почву для последующих, во многом обусловили нарастание социально-экономических и политических противоречий в обществе.



  1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

  • Воцарение Николая II (1894-1917)

  • Политический строй России в нач.XX в.

- самодержавна монархия,

- заявление Николая II (сохранить незыблемость самодержавия как делал его незабвенный родитель)

  • К началу ХХ в. в российском обществе накопилось много противоречий, которые требовали немедленного решения. Суть проблем очень хорошо выразил Л.Н Толстой: “Для России есть только два выхода: первый (..) – кровавая революция; второй – признание правительством их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого (…), а поняв направление пути по которому идет человечество, вести по нему свои народы”

  • Проблемное задание: Докажите, что конфликт назрел? Определите особенности пути выхода из него, который избрали власти?

Пути развития России


Линия сравнения

С.Ю.Витте

В.К.Плеве

1.Путь развития России

Европейский (капитализм)

Свой, особый путь

2.деятельность дворян

Предпринимательство в области финансов и промышленности

За дворянами будущее России. Сохранение привилегий.

3.Крестьянский вопрос

Уравнение крестьян в правах.

Выход из общины.

Собственность на землю.

Расселение на окраины.


Запретить телесные наказания., круговую поруку.

Сохранить общину.

Разрешить выход только зажиточным крестьянам.

Против расселения на окраины.

4.Рабочий вопрос

Принять рабочее законодательство на государственном уровне.


Религиозное нравственное воспитание.

Зубатовщина (полицейский социализм)

Подконтрольные рабочие организации (Гапон)


5.Межнациональные отношения

Против русификации

Против черт оседлости (евреи)

Против погромов.

6.Студенческие выступления

Подавление

7.Выход из кризиса

Ограничение власти

Парламент

Дем.свободы

Самодержавие

«Маленькая победоносная война»

Комментарии к вопросам таблицы:

В3. Плеве способствовал уравнению крестьян в правах с другими сословиями (см. табл.)

В4. Конец XIX в. – рост рабочего движения. Экономические стачки сменились политическими. 53% стачек проходили под лозунгами введения дем.свобод, «Долой самодержавие!». Не было единства по рабочему вопросу. Предложения Витте и Плеве(см.табл.)

?? В чем суть зубатовщины? (чит.уч-к, с.23)

В5. Для евреев введена черта оседлости (15 губерний Зап.России), запрещалось заниматься земледелием, занимать гос.должности. Погромы.

В6. Студенты – горючий материал рев.движения.

??Почему?

?? Какой путь тупиковый, какой перспективный? Какого пути выхода из кризиса придерживался НиколайII? Почему?


Русско-японская война 1904-1905 гг.

Задание обучающимся. Слушая рассказ преподавателя, сверяясь с картой заполнить таблицу «События Русско-японской войны».

  1. Русско – японская война (1904-1905гг.)

Задание: изучит п.2 §2. Определить причины, основные события, итог и последствия войны.

Причины:

А. территориальные споры

Б. расширить сферы влияния (ДВ, Китай)

В. отвлечь народ от внутренних проблем

Главные события войны

Дата

Последствия





Основные события:

  • 27 января1904 – нападение Яп. на Порт-Артур

  • 28 января – потоплены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» (у Чемульпо)

  • 31 марта – подорвался на мине броненосец «Петропавловск». Погибли главноком. Тихоокеанской эскадрой С.О.Макаров, вся команда, художник-баталист Верещагин.

  • Июнь – 20 декабря – осада П-А (рук. Стессель) Поражение

  • Август 1904 – сражение у Ляояна России

  • Сентябрь 1904 – на р.Шахе

  • Февраль-март 1905 – сражение у Мукдена

  • 14-15 мая – Цусима


?? Каков итог войны? Причины?

Портсмутский договор (роль Витте и США)

Требования Японии

Условия договора

Вывод рос.армии из Кореи и Манчжурии

Корея – сфера влияния Японии

Аренда П-А передана Японии

Из Манчжурии вывели войска и Яп. и Р…

Российский дв флот передать Японии

------

Контрибуции

------

Аннексия о.Сахалин

Юг Сахалина

  • Причины поражения России в войне.

  • Последствия войны:

- падение авторитета власти

- революция 1905=1907 гг.

  • С.Ю.Витте: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы»






Задание на дом.

Подготовить сообщение о героях Русско-японской войны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!