Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Цели урока:
Обучающая: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в России начала ХХ в. Познакомить с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Углубить знания о событиях первой российской революции.
Выяснить суть разногласий в видении путей развития России С.Ю. Витте и В.К. Плеве; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе;
Развивающая: умение устанавливать причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале ХХ века; анализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны 1904-1905гг.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к истории России, чувство гордости за соотечественников.
Тип урока: Комбинированный.
Форма проведения: Лекция с элементами беседы.
Виды контроля: Индивидуальный, групповой.
Литература: Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX начале XXI века. – М.:, Просвещение, 2008г.
Самыгин П.С. История. Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2009г
Организационный момент.
Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.
Основные понятия и термины: сфера влияния, стачка, Государственная Дума, полицейский социализм.
Основные даты:
1904 - 1905 гг. – Русско–японская война.
1905-1907 гг. – Первая российская революция.
9 января 1905 г. – «Кровавое воскресение».
Октябрь 1905 г. Всероссийская политическая стачка.
17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 г. – вооруженное восстание в Москве.
Исторические личности: Николай II, Георгий Аполлонович Гапон, Петр Петрович Шмидт, Вячеслав Константинович Плеве, Сергей Юльевич Витте, Сергей Васильевич Зубатов.
Оборудование: кроссворд, карта «Русско-японская война 1904-1905гг.».
План
Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Ход урока
Изучение нового материала
Преподаватель. Индустриальная модернизация в России проходила гораздо более быстрыми темпами, чем в европейских странах: сложные процессы и явления, которые должны были подготавливать почву для последующих, во многом обусловили нарастание социально-экономических и политических противоречий в обществе.
Внутренняя политика правительства в начале XX в.
- самодержавна монархия,
- заявление Николая II (сохранить незыблемость самодержавия как делал его незабвенный родитель)
К началу ХХ в. в российском обществе накопилось много противоречий, которые требовали немедленного решения. Суть проблем очень хорошо выразил Л.Н Толстой: “Для России есть только два выхода: первый (..) – кровавая революция; второй – признание правительством их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого (…), а поняв направление пути по которому идет человечество, вести по нему свои народы”
Проблемное задание: Докажите, что конфликт назрел? Определите особенности пути выхода из него, который избрали власти?
Пути развития России
Линия сравнения | С.Ю.Витте | В.К.Плеве |
1.Путь развития России | Европейский (капитализм) | Свой, особый путь |
2.деятельность дворян | Предпринимательство в области финансов и промышленности | За дворянами будущее России. Сохранение привилегий. |
3.Крестьянский вопрос | Уравнение крестьян в правах. Выход из общины. Собственность на землю. Расселение на окраины. | Запретить телесные наказания., круговую поруку. Сохранить общину. Разрешить выход только зажиточным крестьянам. Против расселения на окраины. |
4.Рабочий вопрос | Принять рабочее законодательство на государственном уровне. | Религиозное нравственное воспитание. Зубатовщина (полицейский социализм) Подконтрольные рабочие организации (Гапон) |
5.Межнациональные отношения | Против русификации Против черт оседлости (евреи) Против погромов. |
6.Студенческие выступления | Подавление |
7.Выход из кризиса | Ограничение власти Парламент Дем.свободы | Самодержавие «Маленькая победоносная война» |
Комментарии к вопросам таблицы:
В3. Плеве способствовал уравнению крестьян в правах с другими сословиями (см. табл.)
В4. Конец XIX в. – рост рабочего движения. Экономические стачки сменились политическими. 53% стачек проходили под лозунгами введения дем.свобод, «Долой самодержавие!». Не было единства по рабочему вопросу. Предложения Витте и Плеве(см.табл.)
?? В чем суть зубатовщины? (чит.уч-к, с.23)
В5. Для евреев введена черта оседлости (15 губерний Зап.России), запрещалось заниматься земледелием, занимать гос.должности. Погромы.
В6. Студенты – горючий материал рев.движения.
??Почему?
?? Какой путь тупиковый, какой перспективный? Какого пути выхода из кризиса придерживался НиколайII? Почему?
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Задание обучающимся. Слушая рассказ преподавателя, сверяясь с картой заполнить таблицу «События Русско-японской войны».
Русско – японская война (1904-1905гг.)
Задание: изучит п.2 §2. Определить причины, основные события, итог и последствия войны.
Причины:
А. территориальные споры
Б. расширить сферы влияния (ДВ, Китай)
В. отвлечь народ от внутренних проблем
Главные события войны | Дата | Последствия |
| | |
Основные события:
27 января1904 – нападение Яп. на Порт-Артур
28 января – потоплены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» (у Чемульпо)
31 марта – подорвался на мине броненосец «Петропавловск». Погибли главноком. Тихоокеанской эскадрой С.О.Макаров, вся команда, художник-баталист Верещагин.
Июнь – 20 декабря – осада П-А (рук. Стессель) Поражение
Август 1904 – сражение у Ляояна России
Сентябрь 1904 – на р.Шахе
Февраль-март 1905 – сражение у Мукдена
14-15 мая – Цусима
?? Каков итог войны? Причины?
Портсмутский договор (роль Витте и США)
Требования Японии | Условия договора |
Вывод рос.армии из Кореи и Манчжурии | Корея – сфера влияния Японии Аренда П-А передана Японии Из Манчжурии вывели войска и Яп. и Р… |
Российский дв флот передать Японии | ------ |
Контрибуции | ------ |
Аннексия о.Сахалин | Юг Сахалина |
- падение авторитета власти
- революция 1905=1907 гг.
С.Ю.Витте: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы»
Задание на дом.
Подготовить сообщение о героях Русско-японской войны.