Русский язык
(2 класс)
Тема: «Перенос слов с двойными согласными»
Цель урока: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
- обучающие познакомить детей с правилами переноса слов; сформировать представление о правилах переноса слов;
-развивающие развивать умения анализировать, работать с разными источниками информации; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, воображение;
-воспитательные воспитывать уважительное отношение к языку как носителю русской культуры
Планируемые результаты:
предметные:
переносит слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Тип урока урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная
1. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости! Прежде чем начать урок, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки, улыбнемся друг другу.
2. Актуализация опорных знаний и действий учащихся
-Я хочу начать урок отрывком из стихотворения Владимира Степанова
Слайд 1
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
Солнце в небе голубом,
И березки у дороги, по которой мы идем.
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
-Назовите вопросительное предложение
- Какой вопрос прозвучал? ( Что мы Родиной зовем?)
-А что такое Родина?(ответы детей)
Слайд 2
-Это слово с детства знает каждый.
-Это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется наша Родина?
-Россия
-Российская Федерация
Что обозначает слово федерация? (объединение, союз)
У каждого государства есть свои символы. Назовите их. (Герб, флаг, гимн)
Как у каждого государства, у России есть свой герб, флаг, гимн
-Что обозначают цвета российского флага?
-Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- Назовите авторов слов и музыки российского гимна.
Слайды 4, 5, 6.
Давайте выполним задание, представленное на слайде. Слайд 7
Прочитайте задание. Впиши слово «русский» или «российский» и получи
Определите по схеме, что мы будем делать? (Мы будем составлять словосочетания)
-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение)
________ герб
________ характер
________ лес
________ гимн
________ обычаи
________ флаг-
Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль)
Выберите словосочетание и составьте предложение.
Работа в парах
Проверка: ответы детей
3. Постановка учебной задачи
Какая орфограмма в словах русский и российский? (удвоенная согласная)
- Как проверить написание слов с удвоенной согласной? (Проверить нельзя, нужно запомнить)
– Как перенести слова русский, российский с одной строки на другую? ( Ответы детей)
Какая тема урока? (Перенос слов с удвоенными согласными)
Давайте вспомним правила переноса слов. В этом нам помогут схемы опоры.
Слайды 8-17
Новое правило
4. Физминутка
Мы вспомнили правила переноса слов. А теперь немножко отдохнем.
Скажите, кто в старые времена охранял Русь от врагов? (богатыри)
Назовите их имена . (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
Какой государственный язык? Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
5. Работа по теме урока
В русском языке много иностранных слов . Какие это слова вы узнаете отгадав загадки
Мы будем их записывать и пользуясь новым и ранее изученными правилами делить для переноса.
Слайд 27 алгоритм
1. Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: антенна.
2. Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :.. хоккей.
3. Во мне два "ка", не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я - точный, честный и опрятный,
Иным же словом - :.. аккуратный.
4. Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный :.. класс.
5. Что за твердая река,
К нам течет издалека?
Лодки здесь не проплывают,
А машины проезжают!....шоссе
6. Плещет тёплая волна.
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)
7. Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «Р» содержит он.
И называется ... перрон
8. На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два с,
Называется ... экспресс
9. Шустрый мяч и две ракетки.
Все удары четки, метки.
До победного играть,
Никому не уступать … (теннис)
10. Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся , охрип,
У меня ,наверно, … (грипп)
11. Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее,
Этот путь зовут … (аллея )
12. Я недели день шестой,
Нет у нас хлопот с тобой,
Отдыхаем, ждём работу,
Называюсь я … (субботой)
13. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
14. Место, где продают билеты (кас-са)
15. Занятие или увлечение, которым человек занимается в свободное время (хоб-би)
16. Лечебное растирание тела человека руками (мас-саж)
17. Их добавляют в тесто, чтобы оно было пышным (дрож-жи)
- Сформулируйте правило переноса слов с удвоенными согласными
6. Закрепление
ТЕСТ.
Найди слова с ошибкой:
1. класс, шоссе, телеграма
2. субота, хоккей, группа.
В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная буква:
1. хо… ей, шо… е, ра…каз;
2. дли…а,дли…ый, весе…ий;
3. Ко… ектив, прожу…ать, кра…ый.
В каком ряду, верно, выполнен перенос слов:
1. рас-свет, с-сора, грам-м;
2. От-тепель, осен-ний, Ал-ла;
3. От-тянуть, ван-на, а-ллея.
Дополни предложения словами с двойными согласными, подходящими по смыслу:
1. Сестра принесла ____________ .
2. _______ ребят идет на экскурсию в парк.
3. В городском парке много тенистых ______.
4. Ученики писали ______ об экскурсии.
– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными?
(Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными
Слайд 28
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием…