СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание НЕ с именами прилагательными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – объяснение нового материала по теме

 «Правописание  НЕ с прилагательными». Русский язык/ 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание НЕ с именами прилагательными"»

13


Урок – объяснение нового материала по теме

«Правописание НЕ с прилагательными». Русский язык/ 6а класс.


Цели и задачи урока: формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

1) образовательная:

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

2) развивающая

познавательные общеучебные УУД

  1. Постановка и формулирование проблемы;

  2. Извлечение необходимой информации;

  3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  4. Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;

  5. Моделирование;

  6. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  7. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).

познавательные логические УУД

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (умение определять морфологическую принадлежность слова, отличать корни с чередующейся гласной);

  2. Обобщение, сравнение слов с НЕ (навык определения условия выбора слитного или раздельного правописания НЕ с разными частями речи, орфографическая зоркость)

коммуникативные УУД

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  2. Умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;

  3. Владение монологической и диалогической формами речи;

  4. Работа в группе, в паре со своими сверстниками.

3) воспитательная (личностные УУД):

  1. Самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);

  2. Смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);

  3. Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии.


Формы обучения:

- коллективная

- индивидуальная

- групповая

Методы обучения:

- наглядный

- словесный

- практический

- стимулирование и мотивация

- контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, распечатанные тексты.

Оформление доски: эпиграф к уроку: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно».


Ход урока:

    1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Проверка готовности класса к уроку



2. Актуализация опорных знаний.

УУД: анализ, сравнение, обобщение , осознанное построение речевого высказывания, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выражение своих мыслей , волевая саморегуляция в ситуации затруднения, владение монологической и диалогической формами речи.

Блиц - опрос по контрольным вопросам. (Монологические ответы учащихся)

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)

  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)

  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)

  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)

  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)

  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)

  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

Орфографическая диктовка. (Ученик работает у доски)

А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)

  2. Человек, которому не сидится на месте(непоседа).

  3. Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)

  4. Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)

-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б)Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3. Проблемное объяснение нового знания.


1) Определение темы и цели урока.

УУД:Самоопределение , смыслообразование , целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

2)Исследовательская работа.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

1.Неряха

1.Неряшливый

2.Нерешительность

2.Нерешительный

3.Не правда,а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

 

4.Вовсе не вкусный

 

5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 128 учебника и прочитайте правило.

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);


4.Первичное закрепление материала. УУД: выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)

Выборочный диктант ( САМОПРОВЕРКА)


из диктуемых слов 1 варианту в столбик выписать прилагательные с

приставкой -не, 2 - прилагательные, которые без «не» не употребляются, объяснить правописание.

Невежливый, неподкупный, нездоровый, невеселый, невзрачный, нехороший, неуклюжий, небрежный, нерадивый, неглупый.


Работа с учебником


Упр.№306 (выполняется устно, по цепочке)

К прилагательным с приставкой –не подобрать синонимы без этой приставки. Цель: уметь подбирать синонимы – прилагательные.

Невнимательный – рассеянный, несерьезный – шутливый, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый - грубый, несмелый – трусливый, нездоров – болен, неумен – глуп, несчастливый – грустный.


Самостоятельная работа

УУД: анализ, сравнение, моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).


Закрепление правила. Детям предлагаются прилагательные, с которыми нужно составить предложения:

I вариант: нехороший; не хороший;

II вариант: нежаркий; вовсе не жаркий (Взаимопроверка)

 

ФИЗМИНУТКА


Работа с предложениями, раскрыть скобки. (Предложения распечатаны и спроецированы с помощью проектора).


Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.


Проверь себя.(Самопроверка)


Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.


Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа с текстом.(Тексты у каждого ученика)

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные.Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

  5. Выполните разборы.( 2предложение –синтаксический разбор предложения;)

Небольшие(морфологический разбор)

Расцветают(морфемный разбор)

7. Итог урока. Итак, ребята, когда мы напишем не с прилагательными слитно, а когда раздельно? Оценки за урок. Чтение стихотворения.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)



Рефлексия:

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...


8. Домашнее задание:

§54, упражнение 307

или

написать мини-сочинение на тему «Зимняя прогулка», используя прилагательные.







































Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

  5. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  6. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  7. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  8. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  9. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  10. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  11. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  12. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  13. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  14. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  15. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  16. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  17. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  18. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  19. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  20. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!