СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Превращение веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создание условий для приобретения знаний о превращениях веществ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Превращение веществ"»

Тема:Превращение веществ.

Цель урока: Создание условий для приобретения знаний о превращениях веществ.

Задачи:

образовательные:

  • cформировать представление учащихся о физических и химических явлениях;

  • о различии этих явлений;

  • сформировать первоначальное понятие о химической реакции;

  • о признаках химических реакций.

развивающие:

  • развивать познавательную деятельность учащихся через химический эксперимент;

  • развивать умение наблюдать и объяснять явления в окружающем мире;

  • развивать   умения проводить и анализировать лабораторные исследования;

  • вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами ТБ.

воспитательные:

  • содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету,

  • воспитывать наблюдательность, внимание, грамотное обращение с веществами;

  • воспитывать убеждённость в познаваемости химической составляющей картины мира;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.





Задачи обучающихся:

Знать;

  • понятия физические явления и химическая реакция:

  • признаки химических реакций,

  • правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента

Уметь:

  • отличать химические реакции от физических явлений

  • проводить эксперимент: делать выводы на основе наблюдений:

  • приводить примеры химических реакций;

  • уметь оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы: объяснительно – иллюстративный, исследовательский, частично – поисковый

Деятельность учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, парная, индивидуализированная

Необходимое техническое оборудование: презентация к уроку, компьютер, мультимедиа проектор, экран, на столах карточки различного цвета по уровням с заданиями и ключами к ним, реактивы, пробирки. 

I.Организация начала занятия (1 мин)

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

II.Проверка домашнего задания (5мин)

Цель:

  • установление правильности и осознанности темы предыдущего урока всеми учащимися;

  • выявление пробелов для дальнейшей их коррекции.

Задачи: проверить

  • знания понятий: «элемент», «простое вещество», «сложное вещество»;

умения различать понятия «тело» и «вещество»; «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»

1.Фронтальная работа учащихся

Вставьте пропущенные слова

1.Вещества, образованные атомами одного вида называются ………

2.Определенный вид атомов называют ……….

3.Вещества, образованные атомами разного вида называются ………

2.Индивидуализированная проверка домашнего задания

Учитель: Выберите карточки своего уровня, который, по вашему мнению, вам приемлем.

1 уровень.

1. В каком предложении говорится о железе как о химическом элементе

А) Железо обладает магнитными свойствами

Б)Железо плавится при температуре 15390 С

В) Железо входит в состав гемоглобина крови человека

2.Для серы характерны свойства:

А) Металлический блеск

Б) Желтый цвет

В) Электропроводность

Г) Хрупкость

3.Из перечня выбери сложные вещества

А) кислород Б) углекислый газ В).водород Г) гелий

4. Из перечня выбери вещества:

А) гвоздь, Б) ложка В) алюминий Г) льдинка

2 уровень

1.Какое вещество в данной строчке лишнее и почему

Медь, мел, вода, сахар

2. Вставьте пропущенное слово «химический элемент», «простое вещество»

…..кислород входит в состав большого количества природных соединений.

3 уровень

1.Приведите не менее 3-х критериев, по которым одно из веществ лишнее

Медь, мел, вода, сахар

2.Из следующих утверждений неверно лишь то, что водород

А. водород – очень легкий газ

Б. кипит при температуре- 2530 С

В. самый распространенный на Земле

Г. не имеет запаха

Взаимопроверка по выданным ключам у 1, 2 уровня

3 уровень – проверка учителем

Самооценка по критериям (1 мин) Приложение 1

III.Подготовка к основному этапу занятия (1 мин)

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности (самоосмысление через самопостановку целей).

Учитель: Ребята, мы начали изучать интересную науку, давайте повторим, что же изучает химия? (Ответ)

Слайд 1. Химия – это наука о веществах и их превращениях.

Учитель: А теперь поразмышляем, что мы изучили на прошлом уроке и что будем изучать сегодня (Ответ)

Учитель: Поскольку химия – это наука о веществах и их превращениях, сегодня мы продолжим изучение веществ, но будем говорить о их превращениях .Тема урока: «Превращения веществ» Слайд 2

Учитель: Что мы сегодня узнаем и чему мы научимся (учащиеся в совместной деятельности с учителем формулируют задачи урока)



IV.Изучение нового материала. (20мин)

Цель:

сформировать у учащихся представления о явлениях и их сущности;

научить различать физические и химические явления;

выработать учебные умения на основе приобретенных знаний.

Учитель: Как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы по сути? (Ответы учащихся)

Учитель: В школе вы изучаете много наук. Приведите примеры явлений и какие науки их изучают. (Ответы учащихся) Слайд 3

Учитель: Давайте посмотрим фрагменты явлений и скажем, чем же они различаются?

Слайд 4,5. Демонстрируется видеофрагмент «плавление металла» и «приготовление «шипучки» (демонстрация производится без комментария диктора)

Учитель: Итак, как по этим фрагментам можно разделить явления?

Слайд: 6 (Схема)

Учитель: Чем различаются химические и физические явления? (Ответы учащихся)

Слайд 7,8. Учитель:

Какие явления мы называем физическими?

  • Какие изменения происходят при физических явлениях?

  • Что произошло с металлом при плавлении?

  • Приведите примеры физических явлений, которые вы изучали на уроках физики.

  • Какие явления мы называем химическими?

  • Что произошло при приготовлении «шипучки»?

Учитель: А по каким признакам вы определили, что приготовление «шипучки» - это химическое явление или химическая реакция. (Ответ)

Учитель: Какие еще признаки указывают на то, что идет химическая реакция?

(ответы учащихся)

Слайд 9

Признаки химических реакций

Учитель: Выделите химические реакции и укажите признаки:

пригорание пищи на сковороде;

прокисание молока;

засахаривание варенья;

горение дров.

Учитель: Рассмотрим явление - положили кусочек лимона в чай, что наблюдаем? Как объяснить?

Слайд10. «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой  практики и не принимаясь за химические операции».
М.В. Ломоносов

Учитель: Что имел в виду М.В. Ломоносов? (Ответы)

Учитель: Сейчас вы изучите явления на практике и ваша задача определить, какие это явления? Но при выполнении эксперимента необходимо соблюдать правила безопасности, чтобы не навредить своему здоровью и здоровью окружающих.

Учитель знакомит с Т.Б.

Физкультминутка (1мин).

Выполнение эксперимента (6 мин)

Ученикам выдаются инструктивные карточки, они работают по парам.

Инструктивная карточка

Определите, какие явления вы наблюдаете, приведите доводы своего решения.

Опыт 1. В 2 пробирки поместить кусочек мела, в одну пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, в другую - воды.

Опыт 2. На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода.

Опыт 3. В пробирку налить 2 мл молока, а затем добавить несколько капель лимонной кислоты и перемешать стеклянной палочкой.

Проверка полученных результатов. Подведение итогов эксперимента (объяснение первого опыта: почему вы определили, что с кислотой и мелом произошла химическая реакция, а с водой физическое явление, приведите убедительные доводы.)

Учитель: Как вы думаете, может одновременно с одним и тем же веществом происходить физическое и химическое явления?

Учитель демонстрирует опыт с горящей свечой и читает слова М. Фарадея.

Слайд 10.

Учитель. Приведите доказательства, что при горении свечи происходят и физическое и химическое явления. (Ответы учащихся) Учитель показывает, что при сгорании образуются новые вещества (вносит стекло…)

V.Первичная проверка усвоения и закрепления знаний. (8 мин)

Цели:

  1. Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала;

  2. Установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу;

  3. Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний

Проверка понятий: физическое явление и химическая реакция (фронтальная работа)

Слайд 11. О каких явлениях идет речь в отрывках из стихотворений

(Учащиеся с помощью букв ф и х делают записи в тетради)

Слайд 12. Какие явления изображены на картинках?

Проверка заданий по ключам. Правильные ответы и критерии оценивания.

Слайд 13.

Учитель обращает внимание на последнее четверостишье: Какой процесс описан в последнем четверостишье, где он происходит?

VI.Подведение итогов (2 мин). Рефлексия

Цель этапа - качественно оценить работу класса в целом и отдельных учащихся.

(Учащиеся выставляют оценки в оценочном листе, который передают друг другу)

VII.Информация о домашнем задании. (2 мин)

Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению

Слайд14. Домашнее задание:

Обязательный уровень: п.2 стр.12-13, вопросы №2,3 стр19 (устно)

Продвинутый уровень: Н.П. Гаврусенко «Дидактический материал для 8 класса» стр. 6 работа №2 вариант 1(1,3)

Задания для удовольствия: Р..Н. Князева, В.П. Артемьев Задания по химии стр. 8 №21

В заключении демонстрируется видеофрагмент «Вулкан» Слайд 16 (1мин)

Цель: повышение интереса к химии, стимулировать учащихся заглянуть за страницы учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!