Класс: 8.
Предмет: технология
Тема: Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.
Цели: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.
Задачи:
Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
В результате изучения учащиеся должны:
знать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии.
уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.
ХОД УРОКА
Повторение пройденного материала:
Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.
Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и экономистом, юристом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.
Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.
Вопрос. Давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии
Ответ: 1. незнание мира профессий
2. незнание себя
3.незнание правил выбора профессии
При выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.
Изучение новой темы:
Мы подошли к теме урока:
Запись в тетради
«Психические процессы»
Эта тема рассматривает такие способности человека как:
* Ощущение
*Восприятие
* Внимание
* Память
* Мышление
Все эти процессы позволяют намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения.
Чем лучше развиты психические процессы, тем более способным является человек, тем большими возможностями он обладает.
Рассмотрим каждый из этих процессов.
Методики Плейсмэт консенсус и континиус раунд робин.
Перед вами карта согласия.
Тема команды № 1 «Что такое ощущение и восприятие?»
Команды № 2 «Что такое внимание?»
Команды № 3 «Что такое память?»
Команды №4 «Что такое мышление»
Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа.
Ученики по очереди обмениваются своими идеями.
Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат.
Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями.
Идей, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
Попросим ответить команду №1
Участник №4. Зачитайте идей, записанные в центральном квадрате (примерные ответы: зрение, слух, запахи, вкус, прикосновение, координация, чувство голода, жажды и т.д.)
Ощущение и восприятие образуют первую (чувствительную) ступень познания человека об окружающем мире.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.
В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль.
Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.
-
Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
-
Слуховые - речь, звук;
-
Обонятельный – запахи;
-
Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
-
Кожное – прикосновение, температура, боль;
-
Кинетическое – координация и контроль движения;
-
Вибрационное – колебание упругой среды;
-
Статистическое – положения тела в пространстве.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
-
Зрительное;
-
Слуховое;
-
Осязательное;
-
Вкусовое;
-
Обонятельное.
В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль. Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера.
Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).
Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.
Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.
Попросим ответить команду №2
Участник №3. Зачитайте идей, записанные в центральном квадрате (примерные ответы: прошлое, воспоминание, накопитель, фотография, компьютер, жесткий диск, вечный огонь))
Память – способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него.
Виды памяти можно разделить на: произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.
Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Невольно вспоминаются слова из песни: «А годы летят, наши годы летят, и некогда нам оглянуться назад». Но есть события, которые постоянно помнишь, постоянно возвращаешься к ним, чтобы их достойно отметить. Одним из таких великих событий является День Победы в Великой Отечественной войне, которому в мае 2015 года исполняется 70 лет. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов.
Снег седины
Не позабыты печальные списки,
Как часовые, стоят обелиски,
Около настежь открытых дверей
Лица скорбящих седых матерей.
Над камышами, над ковылями
Вдовья печаль говорит с журавлями,
Просит: возьмите меня в дальний путь,
Чтоб на могилы погибших взглянуть!
Лето проходит, краснеют рябины,
Но никогда не уходят седины,
Незабываемо горе войны,
Снег пережитого, снег седины!
(Виктор Боков)
Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.
Попросим ответить команду №3
Участник №2. Зачитайте идей, записанные в центральном квадрате (примерные ответы: почтение, уважение, забота, присмотр, внимательность, концентрация, осторожность, точность, ответственность)
Внимание – направленность и сосредоточение на определенном объекте.
По степени активности человека в организации внимания различают:
- непроизвольное;
- произвольное;
- послепроизвольное.
Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.
Внимание характеризуется следующими качествами : объёмом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением.
Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Профессии: машинистка, телеграфист, экономист, агроном, оператор.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте.
Профессии: микробиолог, хирург, скульптор, часовой мастер.
Устойчивость внимания – длительное сосредоточение внимания на объекте.
Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, конструктор.
Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Профессии: воспитатель детского сада, следователь, водитель, учитель.
Распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Профессии: оператор добычи нефти, педагог, водитель.
Попросим ответить команду №4
Участник №1. Зачитайте идей, записанные в центральном квадрате (примерные ответы: мозг, логика, разум, ум, здравый смысл, рассуждение, идея, мысли, креатив)
Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление предметно – действенное, наглядно – образное, словесно-логическое. Иногда как вид выделяют интуитивное мышление.
Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.
Степень развития разных психических процессов, мы протестируем на второй части урока.