СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Птицы зимой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект практического занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии в 1-2-х классах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Птицы зимой".»

Птицы зимой

Практическое занятие. Изготовление поделки «Птичка»

Разработала воспитатель продленного дня МБОУ СОШ №40

г. Симферополя Билялова Е.П.

(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;

закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;

формировать творческое воображение.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;

- осознание необходимости помогать птицам зимой.

Предметные УУД:

- знание определения перелетных и зимующих птиц;

- умение правильно подбирать корм для птиц;

- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.

Познавательные УУД:

- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;

- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

- узнавание зимующих птиц родного края

Коммуникативные УУД:

- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- умение грамотно строить высказывания.

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,

- умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип занятия (урока): открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: проектный (частично-поисковый), практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: рисунки (фотографии) птичьих следов на снегу, снегиря, синички, воробья; презентация «Помоги птицам зимой»; шаблоны птиц, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш; рисунок или макет дерева с кормушкой (формат А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся .

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о птицах.



Ход занятия

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.

II. Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)

- А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку (на доске открывается рисунок птичьих следов на снегу):

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).

- Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме).

- Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)

- Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие птицы зимуют, почему они не замерзают, где находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы не только будем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками.



III. Актуализация знаний

- Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).

- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих, об этом говорят следы на снегу).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

- Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).

- Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
- Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.

В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

IV. Беседа - презентация «Помоги птицам зимой»

Слайд 2. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость.

Примерное сообщение ученика: Во время подкормки нельзя оставлять газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными. Корма в кормушках должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки белого хлеба, подсолнечные и арбузные семечки, кусочки несоленого сала. Кормить птиц надо регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

- Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки.

Слайд 3. Краской сероватая, походкой мешковатая,

Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.

Слайд 4. Ворона.

Примерное сообщение ученика: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая! А еще эту птицу называют санитаром города, иногда хозяйкой мусорных куч. По продолжительности жизни среди птиц она впереди всех- 120 лет! Настоящая рекордсменка! Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. И это разные птицы!

Слайд 5. Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее…

Слайд 6. Сорока.

Примерное сообщение ученика: Сорока - очень общительная птица. Поселяется неподалеку от человеческого жилья. Глухих лесов она избегает. В России и Украине сороку частенько называют воровкой. В Британии она является символом почты вместе с голубем. А в Китае считают её счастливой птицей, приносящей удачу.

Слайд 7. Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.

Слайд 8. Дятел.

Примерное сообщение ученика:  Дятел сидит на стволе по-особенному, не так как все - «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей.

Слайд 9. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

Слайд 10. Воробей.

Примерное сообщение ученика: По воробьям на кормушке можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Так воробьям теплее: вокруг тела между перьями больше воздуха, который удерживает тепло.

Слайд 11. В воде купался, да сух остался.

Когда плывет – прекрасен,

Когда шипит – опасен. (Лебедь)

А рядом по – соседству можно увидеть и другую птицу:

Пухом богата, клюв – лопата.

В речке бродит, в перевалочку ходит. (Утка)

Слайд 12. Примерное сообщение ученика: Лебедь – царь птица: грациозная, величественная и красивая . Большую часть жизни проводит на воде. Эти большие птицы выбирают партнера раз и на всю жизнь. Лебеди – заботливые родители.

Примерное сообщение ученика: Вы не поверите, но утки могут летать на высоте шесть километров и нырять на глубину более 6-и метров для добычи еды.! Крякают только самки уток. Самца утки зовут селезень. Утиные перья покрыты особым жиром и не смачиваются водой. 

Слайд 13. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Слайд 14. Примерное сообщение ученика: Зимой, когда деревья покрыты снегом, синицам приходится очень туго: из 10 синичек за зиму выживает только 1! Благодаря «птичьим столовым» к весне синиц останется гораздо больше. Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы.

Слайд 15.С первым снегом прилетает,

Красной грудкой щеголяет.

Слайд 16. Примерное сообщение ученика: Снегирь – один из немногих видов птиц, у которого поют и самки, и самцы. Он быстро привыкает к домашним условиям содержания. Держатся снегири обычно стайками по 8-10 птичек. Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями.

Слайды 17 -19.

Чтение стихотворения " Подкормите птиц зимой".

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

- Давайте не забывать о зимующих птицах, поможем им выживать в холодное время года.

V. Физкультминутка

Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

VI. Практическая работа

- Сегодня мы «заселим» птичью столовую. Предлагаю сделать модели снегирей, воробьев и синичек. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Ход работы:

  1. Обвести шаблон выбранной птички на картоне соответствующего цвета (для снегиря - серый, для синички - светло-зеленый, для воробья - коричневый ).

  2. Вырезать птичку по контуру.

  3. Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.

  4. Обвести по шаблону крыло, вырезать и наклеить «верхние перышки» на него.

  5. Приклеить крыло к спинке птички.

  6. Поместить готовую птичку на дерево – выставку.

VII. Итог занятия

Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).



VIII. Рефлексия

- Что нового узнали о птицах?

- Каких зимующих птиц сегодня вспомнили?

- Какую помощь мы можем оказать птицам?

- Чем правильно подкармливать птиц?

- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик.

















Использованные источники:

1.Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/#ixzz3yHx2061g

2. http://allforchildren.ru/birds/bird21.php

3. http://www.razumniki.ru/zimuyschie_pticy_zima_progulki.html

4.http://ptici-mira.ru/

5. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/birds/03/

6. http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html

7. http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

































Приложения



ВОРОБЕЙ





















СИНИЦА























СНЕГИРИ