СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Птицы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок  по теме «Класс Птицы»

Цель: Создать условия для осмысления новой и изученной информации. Обобщить и проверить степень усвоения материала.

Цели по содержанию:

Образовательная: Способствовать пониманию связи между образом жизни и строением птиц, овладение учащимися систематизированными знаниями, умениями, навыками.

Развивающая: Продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Способствовать развитию познавательных процессов и умственных способностей, развитие коммуникативных качеств через индивидуальную работу.

Воспитывающая: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности. Воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.

Методы: репродуктивный и частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности:

 фронтальная;

 индивидуальная;

групповая.

Средства обучения: презентация, таблицы, рисунки, глобус,  гербы городов, птицы Красной Книги, муляж «Строение яйца».

Межпредметные связи: история, география, литература, физика, рисование.

План проведения урока:

I.Организационный момент

На предыдущих уроках кокой класс животного мира мы изучали?

Называется тема урока (Слайд № 1); Тема урока: Поющие крылатые. Наши друзья – пернатые.

  1. Ставится цель урока (Слайд № 2).

II. Проверка знаний учащихся

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей, без их птичьего щебета. На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

- Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.

 - Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.

Птицу, нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

 - На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

 - Какое изобретение человека похоже на птицу? Самолёт.

 Птиц называют покорителями воздушного пространства. Благодаря способности к полету они широко распространены по всей Земле. Какие приспособления к полету имеются у птиц?

 - А все ли птицы летают?

 Вспомним внешнее строение птицы на примере голубя.

 -   Из каких отделов  состоит тело птицы?   1 – голова, 2 – шея, 3 – Крылья. 4 – хвост.

 - Какую форму имеет тело? Форма тела обтекаемая (уменьшение трения).

 -  Какую функцию выполняет хвост? Служит рулём.

 - Охарактеризуйте кожу птиц?

- Есть ли у птиц железы? Да, 1. Как она называется? Копчиковая железа (парная). Какова её функция? Жироподобные вещества выделения служат для смазывания перьев и содержат витамины, необходимые для организма птицы. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, не намокает.

 

 - Чем покрыто тело птиц?

- Какие виды перьев вам известны?

-  Из каких частей состоит контурное перо? 1 – опахало, 2 – стержень, 3 – очин.

- Какие бывают контурные перья? Маховое, кроющее, рулевое.

-  Какими перьями покрыто туловище птицы? Кроющими и пуховыми.

- А всё тело птицы покрыто пером?

- Найдите соответствия. Какова роль перьев? На крыльях – помогают летать; на туловище – согревают; на хвосте – служат рулём.

 - Охарактеризуйте особенности скелета

- К какому типу относятся птицы?                ( Хордовые)

- На какие отделы делится позвоночник?

- Какие мышцы у птиц хорошо развиты?

Вспомним внутреннее строение птицы.

- Как называется внутренняя часть пищевода птицы, где хранится пища? Зоб.

- Сколько камер имеет желудок птицы? 2. Как они называются? Железистый и мускульный .

- Чем питаются птицы?

- Какие органы относят к органам дыхания птицы? Лёгкие и воздушные мешки.

- Сколько камер в сердце у птиц? 4. Какие? 2 предсердия и 2 желудочка.

- По обмену веществ птиц относят к каким животным?

- Чем представлена выделительная система?

Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся? Полушария переднего мозга, средний мозг, мозжечок.

Какой отдел мозга отвечает за координацию движений у птиц? Мозжечок.

- Назовите органы чувств развитые у птицы?

- Охарактеризуйте размножение

- Какое оплодотворение?

- Охарактеризуйте развитие. Из яйца появляется птенец какие виды птенцов вам известны?

Экологические виды птиц

Учащиеся дают характеристику

- Как разделяются птицы по образу жизни?

 

 Закрепление знаний:

Сегодня на уроке мы выявили черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомились с многообразием современных птиц, значением птиц в природе.

Подвижность птиц, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает пернатых чудесным украшением природы. Но не только этим славятся птицы. Большинство из них приносят пользу. Какую?

Защищают леса, поля, огороды от насекомых– вредителей.

 Участвуют в распространении плодов и семян.

 В опылении цветковых растений.

 Цапли уничтожают преимущественную сорную и больную рыбу.

 Грифы и другие хищные птицы питаются падалью, являясь санитарами в природе, поедают множество мелких грызунов.

 Птичий помёт – ценнёйшее органическое удобрение – содержит азот.

 Яйца кур – продукт питания человека.

 Яйца используют для приготовления лечебных препаратов.

 Пуховые перья используют для изготовления подушек, перин, пошива теплой одежды.

 А еще имеется интересный факт – на материке Северная Америка воздвигнуты памятники птицам:

Чайкам – в городе Солт– Лейк– Сити(США), в этом городе в 2002 году проходили зимние олимпийские игры. Чайки спасли первых переселенцев от голодной смерти, они уничтожили полчища саранчи, пожиравшей посевы.   

Воробьям – в городе Бостоне, в фауне Америки воробьев не было, они были завезены из Англии. Воробьи спасли население этих мест от голода. Когда появились гусеницы и было их такое множество, что казалось земля шевелится. Вот тут– то воробьи и показали себя во всём блеске. В короткий срок уничтожили вредителей, тем самым спасли сады и посевы.

 Многие живописцы все свое творчество посвятили изображению родной природы – картина А.С. Саврасов «Грачи прилетели».

О некоторых гербах русских городов.

 В России много городов на гербах, которых изображены птицы. Гербы – это настоящие произведения культуры. Составление герба – это целая наука, которая называется геральдика.

Курск – расположен на берегу р. Кур, по имени которой назван город. В этом городе родился художник А.А. Дейнека. В 1943 г. Происходившая Курская битва была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны. Герб утвержден в 1780 г. В центральной части герба синяя полоса и три летящие куропатки, означающие изобилие этой птицы.

Орел – расположен на берегу реки Орел. В 17 веке подвергался частым набегам крымских татар, поэтому город был окружен крепостью. В этом городе родился и жил писатель И.С. Тургенев. Герб утвержден в 1780 г. В синем поле белый город, на воротах которого черный орел в знак верности и защиты.

Торжок – город областного подчинения в Тверской области. Имеется единственная в России школа художественной вышивки и золотошвейная фабрика. В окрестностях города находится могила А.Н. Керн, которой А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…..» Герб утвержден в 1780 .На  голубом поле 3 серебряных и три золотых голубя, имеющие красные ошейники. В 15 веке чеканилась собственная серебряная монета.    

Герб России – на фоне красного щита двуглавый орел. Две головы символизируют единство страны: одна голова смотрит на Восток, другая – на Запад. Поднятые крылья – это сила и мощь, говорит о том, что Россия – могучая страна.

Герб ХМАО – Основа щита – канва красного цвета, который обозначает мужество и храбрость людей, живущих и работающих на этой земле. Зелёный цвет герба символизирует изобилие лесов, а белый – длинную, снежную зиму. Красоту и величие Югорского края,  тысячи рек, озёр и болот символизирует синий цвет герба. Герб разделён на две части разного цвета– цвета воды и леса, символизирующих изобилие того и другого. В центре герба изображена двуглавая птица из хантыйского эпоса, которая символизирует величие своего края. Чистоту помыслов, благородство и доблесть коренных жителей Югры  – это пространство между Уралом и Сибирью, являющееся связующим звеном между ними, поэтому герб окаймляют две кедровые ветви. Присутствие солнца, золотистого цвета означает торжество, гордость, оптимизм и задор жителей Югры.

Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

 Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

 

Кроме повторения, узнали о некоторых гербах России, разобрали познавательные задачи.

Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

 Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

Почему перья пингвинов не годны для перины?

 Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

 По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

 Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

 Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

 Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

 Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

 Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

 Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

 Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

 а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

 б) интенсивным обменом веществ.

 Затрата энергии птицами во время полета – причина их большой прожорливости.

Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?

 Верно. Птицы не имеют зубов. Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

 Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

 а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

 б) мощная мускулатура стенок желудка;

 в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

Могут ли нести яйца без скорлупы? Почему?

 Могут. Образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ. Только одной курице – несушке требуется свыше 1 кг кальция в год. Птицеводы дают курам мел, ракушки, старую гашеную известь, костную муку.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!