Тема: Разложение многочленов на множители с помощью формулы разности квадратов.
Цели урока: открытие новых способов разложения на множители, сформировать способность к разложению разности квадратов на множители; обучение распознаванию способов разложения на множители, необходимых для решения каждого конкретного примера; воспитывающая: воспитание прилежания, самостоятельности, точности, аккуратности
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Мотивация урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Устные задания:
а) (а-?)2=?2-2?b+b2
б) (?+b)2=a2+2a?+?2
в) (m-?)2=m2-16m+?2
На предыдущем уроке вы сочли необходимым продолжить открытие способов разложения многочленов на множители. Я выписала различные алгебраические выражения. Проклассифицируйте их, пожалуйста, по способам разложения.
ax – ay;
a2 + 2ab + b2;
ac + bc – 2ab – 2bc;
10x2 + 10xy + 5x + 5y;
a2 – 2ab + b2;
a2 – 16;
a2 – b2;
a4b2 + ab3;
x2 + 4x + 4;
c2 + 2c + 1;
p2 – 4pq + 4q2;
a(m + n) +b(m + n);
x2 – 6x + 9.
1.Представьте в виде квадрата одночлена: а10 , 4а2в2; 0,01в12; 4/9с10к2; 0,0009х2у4;.
2.Выполните умножение: (в-8)(в+8); (5а2-1)(5а2+1); (-3с-2р3)(2р3+3с).
3.Вычислите: 19*21, 39*42.
4. Решение упражнений на разложение многочленов на множители с помощью формулы разности квадратов.
Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
(а-в)(а+в)=а2-в2
Давайте запишем формулу (а-в)(а-в)= а2- в2
-А в каком виде мы ее будем применять? (Меняем местами правую и левую части).
–Итак, имеем а2-в2 = (а-в)(а+в). Это тождество называется формулой разности квадратов.
Прочитайте данное тождество. (Разность квадратов равна произведению разности двух выражений на их сумму)
-Для чего оно может быть применено? (Для быстрого счета, для разложения на множители).
Как найти значение выражения: 352-342? (Применить правило, формулу разности квадратов).
352-342=(35-34)(35+34)=69.
Рассмотрим такой пример. Разложим на множители выражение 36-а2.
36-а2= 62- а2 = (6-а)(6+а).
49х2-16у6=(7х)2-(4у3)2=(7х-4у3)(7х+4у3)
Сформулируйте алгоритм разложения на множители:
1.Представить двучлен в виде разности квадратов.
2.Выполнить разложение по формуле а2-в2= (а-в)(а+в).
Решить № 695, 696, 708, 706, 718 (б).
5. Релаксация:
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
6. Самостоятельная работа.
1. Преобразуйте выражение в многочлен стандартного вида:
а) (m + n)2 + (m – n)2;
б) 2(а – 1)2 + 3(а – 2)2.
2. Выделите полный квадрат из многочлена:
а) m2 – 6m + 9;
б) 16 + 8р + р2.
в) (дополнительно) а2 + 1/2а + 4
7. Итоги урока. Рефлексия. Д/з.
Решить № 694, 707, 708 (г), 718 (а).
- Какую цель мы поставили в начале урока?
-Мы достигли цели?
-Какие знания, полученные ранее, нам позволили «открыть» новое знание?
-Проанализируйте результат своей работы.
рефлексии:
1) Данная тема мне понятна.
2) Я хорошо понял правило____________________________________________
3) Я знаю, как пользоваться алгоритмом_____________________________________
4) Я сумею найти разность квадратов ________________________________________________________
5) В самостоятельной работе у меня всё получилось___________________________
6) Я понял алгоритм, но в самостоятельной работе на уроке допустил ошибки (перечислить)________________________________________
7) Я доволен своей работой на уроке________________________