СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Понятие о морфемике. Слово и словоформа". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Понятие о морфемике. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (слова и словоформы).

  1. Вступительное слово.

– Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового «Первородство». (слайд 1)


К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

– Извини меня! –

Это значит:

– Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

– Обереги меня!

Это значит:

– Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

– Защити меня! –

Это значит:

– Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

– Как вы поняли это стихотворение?

– О какой особенности слов говорит нам поэт?

– Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака –
из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова?

– Верно, слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».

– Выполним устно упражнение 483. («Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»). Что помогло нам расшифровать высказывание К. Г. Паустовского? (Обозначения морфем помогли определить правильную последовательность частей слов.)

– Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема -ш-. Сама по себе она не имеет смысла. (слайд 2)

– Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень -ш-? (Движение человека пешком.)

– Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла, и получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.

  1. Формулировка темы и цели урока.

– Попробуйте определить тему и цель урока самостоятельно (слайды 3,4)

Тема: Слова и словоформы. Цель: Познакомиться с понятиями «слово» и «словоформа», определить их различие.

– Морфема – значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами.



  1. Работа с учебником.

  1. Упр. 485 (повторение спряжений (II спряжение); формы глагола).

Понятие словоформа.

  1. Просклоняйте слово «авиация».

  2. Упр. 488 (устно). Победа, победить, побежденный, победный, победоносный; беда.

Изначально слово «победитель» произошло от слова «беда» с приставкой по- и корнем -бед-, но сейчас приставка стала частью корня -побед-.

Значение слова «победитель» на основе знания его прежнего корня можно объяснить следующим образом: тот, кто преодолел беду.

  1. Вывод: слово и словоформа (чем отличаются).

  2. Домашнее задание (слайд 5):

Упр. 487 (списать, выбирая правильную букву; выделить морфему, в которой находится орфограмма).

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!