СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока для учащихся с ОВЗ седьмого вида.

Цель: познакомить учащихся с алфавитом

Задачи:

1. Учить детей правильно назы­вать буквы алфавита;

2. Привес­ти в систему знания об изу­ченных звуках и буквах, их обозначающих;

3. Развивать умения находить слова в сло­варике и располагать по ал­фавиту;

4. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Предметные результаты:

Знания: научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфа­вита, располагать слова по алфавиту.

Умения: находить слова в словарике, выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; вла­деть разборчивым акку­ратным письмом с уче­том гигиенических требований

Формируемые УУД

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Алфавит"»

Конспект урока русского языка в 1 классе в требованиях ФГОС

Тема: «Алфавит»

Цель: познакомить учащихся с алфавитом

Задачи:

1. Учить детей правильно назы­вать буквы алфавита;

2. Привес­ти в систему знания об изу­ченных звуках и буквах, их обозначающих;

3. Развивать умения находить слова в сло­варике и располагать по ал­фавиту;

4. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Предметные результаты:

Знания: научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфа­вита, располагать слова по алфавиту.

Умения: находить слова в словарике, выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; вла­деть разборчивым акку­ратным письмом с уче­том гигиенических требований

Формируемые УУД

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока

1.     Орг. момент.

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

2.     Введение в тему урока.

Беседа:

- О чём вы узнали на уроках обучения грамоте? (о буквах и звуках)

- Чему учились на наших уроках обучения грамоте? (правильно произносить звуки и обозначать их на письме буквой)

- Для чего нам нужны были эти знания? (научиться читать и писать)

 3. Актуализация  знаний о звуках и буквах.

- Вспомните, что вам уже известно о звуках и буквах?

- Какие бывают звуки? На какие 2 группы делятся звуки?

- Сколько  гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки обозначают два звука?

- Сколько согласных звуков?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Назовите буквы, обозначающие шипящие согласные.

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки. 

4. Постановка цели и темы урока.

-Как вы считаете, всё ли мы узнали о буквах?

-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.

-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

1.Работа в парах.

У вас на столах лежат карточки с ребусами. Вам нужно

 У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слово и напечатать его в тетрадь.

1.


В тетрадях появляются слово:   АЛФАВИТ.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?      (Алфавит)

     - Что такое азбука, алфавит?  Сегодня мы ответим на этот вопрос.

5. Знакомство с алфавитом и его предназначением. Работа со значением слова «алфавит».

- Ребята, внимание на экран, перед вами алфавит.

- Из чего состоит алфавит?

- Как расположены буквы в алфавите? (по порядку, друг за другом)

Если мы заглянем в толковый словарь, то можем прочитать значение слова «Алфавит»

Итак, алфавит – это буквы, расставленные в определённом, строгом порядке.

- Давайте хором прочитаем алфавит. Произносите буквы правильно.

- Кто может по памяти рассказать алфавит?

- Посчитайте, сколько букв в алфавите?

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный». Вы должны быстро и правильно выполнять мои задания и отвечать на вопросы. Чей ряд даст больше правильных ответов, тот и победит.

-Назовите первую букву и последнюю в алфавите.

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р,?

Молодцы, вы справились с заданием.

- Скажите, для чего нужен алфавит? (используя буквы алфавиты, можно составлять слова, фразы, предложения и т.д.)

Вывод: ребята, значение алфавита очень велико. Если бы не было алфавита, то не было бы слов, люди не умели читать, поэты бы не сочиняли стихи.

Написание синквейна.

Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение про алфавит.

Создание ситуации успеха.

Я верю, что в вашей душе живёт юный поэт.

Для того чтобы составить стихотворение к слову «алфавит», нужно будет его охарактеризовать используя слова, отвечающие на вопросы «какой?», «что делает?», а потом составить фразу, а в конце подобрать ключевое слово, отвечающее на вопрос «что?»

- Итак, алфавит какой? (определённый, строгий)

- Алфавит что делает? (определяет, составляет)

- Составьте фразу, которая характеризует алфавит. (В алфавите 33 буквы)

- А как называют алфавит по-другому? (азбука)

Итак, посмотрим, что у нас получилось?

Алфавит

определённый, строгий, загадочный, большой

составляет, распределяет, рассказывает

в алфавите 33 буквы

азбука

Ребята, у нас получился синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) —это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Составленный вами синквейн вы можете использовать как памятку - подсказку при выполнении заданий. Но сначала немного отдохнём

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зайчишки.

5. Первичное закрепление знаний.

Я уверена, что вы поняли тему нашего урока. И сейчас с вами будем использовать полученные вами знания в выполнении заданий, в играх. В том, что вы справитесь, нет никаких сомнений.

Ребята, кто из вас в школьной библиотеке? Как там расположены книги? В каком порядке они стоят? (книги стоят по алфавиту). Сейчас мы с вами будем создавать нашу классную библиотеку.

Задание 1. «Создание классной библиотеке»

Перед вами книги. Вы должны написать в тетради названия книг в алфавитном порядке. Время 4 минуты.

Взаимопроверка. Передайте друг другу ваши тетради и поставьте оценку вашему соседу по парте.

Молодцы, вы справились с этим заданием.

VII этап. Самостоятельная работа учащихся.

А сейчас самостоятельная работа. У вас на партах лежат конверты, там для вас имеются задания.

От каждой группы по 1 ребёнку приглашаются к доске, остальные выполняют на своих местах.

Задание под номером 1 выполняют дети …. (Ф.И)

Задание под номером 2 выполняют дети… (Ф.И)

Задание под номером 3 выполняют дети… (Ф.И)

От каждой группы по 1 ребёнку приглашаются к доске, остальные выполняют на своих местах.

Карточка

Задание 1.

А) “Знаешь алфавит – угадаешь слово”. Используя алфавит, запиши слова, следуя инструкции.

1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”. (волк)

2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”. (коса)

3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”. (щель)

Ответ: волк, коса, щель

Б)  Соедините  буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.

Задание 2.

А) Переставь слоги в словах. Напишите полученные слова в алфавитном порядке

Иша - аф, Мот+ беге, За-ро, Вель + ща, Тик + зон, Радь + тет.

Б) Отгадайте загадки. Напишите отгадки в алфавитном порядке.

1. Еж под елкой задремал,

Кто-то зверя обокрал:

Вместо «Ёжика» лишь «жик»

Возле деревца лежит.

Там, где клены у леска,

Стала «Ёлка» просто «лка».

Ну же? Кто из вас узнал,

Что за букву ёж проспал? (ё)

2. Айболиту все сперва
Говорили букву ...(а)

3.  Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву ...(о)

4. Целый час жужжит уже

На цветочке буква ...(ж)

5. С этой буквой веселей!

Ну и как не улыбнуться -

Повисеть могу на ней,

А еще и подтянуться! (п)

Ответ 1: ё, а, о, ж, п

Ответ 2: а, ё, ж, о, п

Задание 3.

А) «Помоги Незнайке» Незнайка буквы расставил буквы по алфавиту, какие ошибки допустил ошибки? Напиши буквы в алфавитном порядке.

Д, Е, Г, Ф, А, С, Б.

Б) Прочитайте стихотворение. Напишите буквы из стихотворения в алфавитном порядке. Составьте 3 слова на любую букву, но так, чтобы эта буква была в начале слова.

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу.

Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её ни как!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Ребята, а теперь посмотрите, как выполнили задания ваши одноклассники у доски. Проверьте ваши ответы с доской. Поставьте себе оценку 5, если вы не допустили ни одной ошибки, 4 –если у вас 1-2 ошибки, 3 – если 3-4 ошибки.

8. Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

Используя синквейн, ответьте на вопрос: Что такое алфавит?

9. Рефлексия. А теперь расскажите о своих впечатлениях об уроке, используя таблицу. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак +, если нет, то знак -. Объясните свой выбор.

1. Мне было интересно на уроке.

1. Мне было  неинтересно на уроке.

2. Мне было легко работать в паре.

2. Мне было трудно работать в паре.

3. Я доволен (а)  своей работой.

3. Я не  доволен (а)  своей работой.


Я тоже довольна вашей работой на уроке. Вы много успели сделать. Урок закончен, до свидания, до новых встреч.