СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с притчами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКС с притчами для детей.

Я использовала с презентацией (так наглядней и интересней для ребят)

Просмотр содержимого документа
«конспект урока с притчами»

Урок по основам православной культуры (4 класс)

Педагог Каибова А.З.

Тема: Совесть и раскаяние.

Цель урока: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы;

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, учебники по ОПК.

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

- Ребята, давайте попробуем назвать главные ценности жизни.

(Учащиеся перечисляют главные ценности: добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, , улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, , скромность)

Слайд № 1: определение понятий “добро”, “зло”.

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним.

- Какой, как вы думаете?

- Это - Грех. Слайд № 2.

Слайд № 3: определение понятия «грех».

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

- А что такое грех и зло?

Слайд № 4: что такое грех и зло?

- А как вы думаете, кто или что указывает человеку на его грех?

Слайд № 5: милиционер, совесть, товарищ?

(Совесть)

Слайд № 6: Совесть и раскаяние

2. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока «Совесть и раскаяние».

Слайд № 7: на уроке.

- Сегодня на уроке вы узнаете:

О подсказках совести.

Как исправлять ошибки.

3. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя: Притча о покупки совести

В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».

А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».

И вот однажды богачу захотелось купить совесть . Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.

- Как бы вы определили сами для себя - что такое совесть? (Обсуждение в малых группах).

- Проверяем работу. (Заслушиваются ответы детей)

Слайд № 8: что такое совесть? Ожегов С.И. (Работа со словарём)

- Так что же такое "Совесть"?

- Вот какое определение слова «совесть» даёт Ожегов С.И.

(Чтение ребёнком: Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).
Слайд № 9: из учебника

- А теперь давайте прочитаем из учебника рубрику «Это интересно» стр. 37.

(Чтение материала из рубрики «Это интересно стр. 37)

4. Чтение и анализ притчи.

Чтение притчи «Отречение Петра» стр. 36 – 37.

Слайд 10: притча «Отречение Петра».
- Прочитайте притчу «Отречение Петра». Найдите ответы на вопросы:

Слайд № 11: Христос предсказывает Петру предательство

Слайд 12: апостол Пётр.
-
Кто такой апостол Пётр? (самый близкий ученик Христа).

- Посмотрите на его портрет.  Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).

- Отчего заплакал Петр?

- Какой грех он совершил? (трижды отрёкся от своего учителя, предал его).

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (мучился).

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)

- Что случилось с его душой?

- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком?

(Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.)

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно).
- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Вот мы и идём с поникшей головой.
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка. (Ответы).

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (голос совести)

(Заслушиваются ответы детей).

5. Работа совести

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике стр. 37- 38.

(Чтение материала из учебника про себя)

Слайд № 13: работа совести.

- Какие важные дела совершает совесть?
(1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: "Так нельзя! Исправься!".

- Какая особенность есть у совести? ( Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде).

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? (Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву).

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?

Найдите ответ в учебнике. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью).

6. Физкультминутка.

Слайд № 14: нищий слепой.

- А сейчас я прошу вас расслабиться, закрыть глаза и послушать очень интересный рассказ.

Осколки в сердце

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

- Откройте глаза.

7. Анализ произведения.

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.

– Скажите, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

- 50 лет человека мучила совесть и, несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.

- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как, совершается исцеление от греха?

(Раскаяться)

8. Работа над новым материалом

Слайд № 15: КАК СОВЕРШАЕТСЯ ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГРЕХА

Слайд № 16: определение «раскаяние» Ожегова С. И.

На слайде дано определение слова «раскаяние» из словаря Ожегова С.И..

(чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка)

- Сравните его с определением, предложенным в православии, в учебнике.

Слайд № 17: определение «раскаяние» из учебника

- Давайте узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38-39.

Слайд № 18: шаги раскаяния
- Сколько шагов существует в раскаянии? (три).

- В чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком твоей совести).

- В чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот твоих стремлений, исправление своей ошибки).

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца.

9.

Слайд № 19: Два человека идут к старцу на исповедь. 
Первый совершил один тяжкий грех. И вот он идет и смиренно думает: - "Как же ему исповедоваться." 

А второй идет к старцу и рассуждает: - "Вот у него-то большой грех, а я-то что иду, ведь грешу-то все по мелочам и сказать нечего." 
Приходят они к старцу, тот посмотрел на них, и тому, кто совершил один большой грех, велел принести один большой камень. А второму сто мелких камней. 
И когда они принесли, старец им говорит: 
- А теперь верните эти камни на то место, откуда вы их взяли. 
Но вернуть на место сто камней значительно труднее. 
Эта притча о том, что не бывает мелких, незначительных грехов, что грех по сути своей - это всегда нарушение порядка.

Слайд № 20: исправь свою ошибку делом.

- В чём состоит третий шаг в раскаянии? (Покаянные молитвы к Богу).
- Назовите самую простую молитву. (Господи, прости!).

- Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).

- Что приходит после раскаяния? ( Радость)

-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.

Слайд № 21: храм

Как вывод к уроку, давайте прочитаем «Святые мысли» из рубрики «Это интересно»

Слайд № 22: святые мысли. ( Стр. 39)

10. Проверка знаний

- А сейчас я хочу предложить вам небольшой тест. (Дети выполняют тест)

Тест по теме «Совесть и раскаяние»

  1. Вести разговор со своей совестью – это

- проверять свои действия обращением к совести, быть готовым её слушать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки;

- слушать то, что говорит учитель;

- красивое выражение, в котором нет смысла.

2. Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека?

- природа

- душа

- соседи

Проверка.

11. Итог урока

- Вернёмся к началу урока. Так что же главное в человеке? (Совесть).

Закончите предложение:

- На уроке я понял…

- А закончить урок я хочу стихотворением Б. Окуджавы.

Слайд № 23: портрет Б.Окуджавы

Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек. 

- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела и всё в ваших руках.

Всем спасибо !








7