Урок в 7 классе (по ФКГОС) Дата проведения_________
Тема: Союзы и союзные слова
Цель: создать условия для углубление знаний о различиях союзов и союзных слов.
Цели по содержанию урока:
образовательная: способствовать формированию понятия “союзные слова”, выявить отличия между союзными словами и союзами;
развивающая: создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации;
воспитывать интерес к изучению достижений науки и техники.
Х о д у р о к а
I. Оргмомент
II.Совершенствование правописных умений. Орфографический тренинг.
Кольт - Кольт Сэмюэл (1814-1862), американский конструктор и промышленник. Усовершенствовал револьвер (1835), основал фирму стрелкового оружия.
Рентген - распространённый в русском языке вариант написания фамилии немецкого физика Вильгельма Конрада Рёнтгена, открывшего рентгеновское излучение.
Что объединяет эти слова?
Диктанты от одноклассников ( Учащиеся подготовили слова, являющиеся нарицательными, обозначающие предметы, названные так в честь их изобретателей или создателей - с объяснением значения и правописания)
Маузер – название этому оружию дал немецкий изобретатель Питер Пауль Маузер. Немецкий самозарядный пистолет, разработанный в 1896. В России «маузер» стал, благодаря кино и литературе, неотъемлемой частью образа чекиста или комиссара эпохи Гражданской войны.
Меценат - Меценат Гай Цильний (ок. 70–8 до н.э.), покровитель искусств, римский государственный деятель, приближённый императора Августа, убеждённый сторонник монархии. Никогда не занимая государственных должностей, выполнял для Августа важные политические и дипломатические миссии. Известен своим влиянием на современную ему литературную жизнь Рима. Дружил с лучшими поэтами своего времени — Горацием, Вергилием, Проперцием и др., оказывал им материальную помощь, обеспечивал покровительство и защиту.
Наган - револьвер системы бельгийского оружейника Нагана (Nagant). Изобретён в конце XIX в. и принят на вооружение армий ряда стран (России, Швеции, Австро-Венгрии и др.).
Наполеон - пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
Оливье– этот салат (русский по своей сути) получил название от имени французского ресторатора, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х гг. XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж». За рубежом оливье известен под названием «Русский салат».
Саксофон - бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту.
Цельсий- градус Цельсия назван в честь шведского учёного Андерса Цельсия, предложившего в 1742 новую шкалу для измерения температуры.
- Интересной была работа по поиску слов данной группы? Чем?
Составление сложных предложений с двумя именами нарицательными, используя союзы и союзные слова.
- Что такое союз?
- Чем союзное слово отличается от союза?
- Прибегнем к «Советам помощника» (стр. 174) о том, как распознать в предложении союзное слово и отличить его от союза.
III. Постановка целей:
- Мы изучили все таблицы и правила в параграфе 53? Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?
IV Работа над закреплением изученного ранее материала по теме «Союзы и союзные слова»
4.1. Выполнение упражнения 321.
- Чтение текста. Объяснение написания нарицательного и собственного имени существительного Дизель
Дизель - в 1890 Рудольф Дизель развил теорию «экономичного термического двигателя», который, благодаря сильному сжатию в цилиндрах, значительно улучшает свою эффективность. Он получил патент на свой двигатель 23 февраля 1893. Первый функционирующий образец, названный «Дизель-мотором», был построен Дизелем к началу 1897, и 28 января того же года он был успешно испытан.
- Расскажите о принципе работы дизельного двигателя.
- какое практическое задание к тексту? (Списать первый абзац, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы,, расставить знаки препинания. Союзы заключить в овал, союзные слова подчеркнуть как член предложения).
4.2. Проверка выполнения работы.
4.3. Проверочная работа
М а т е р и а л д л я п р о в е р о ч н о й р а б о т ы
(может быть использован на одном из уроков)
Задание: подчеркнуть все союзные слова как члены предложения, союзы обвести в кружок.
1) Тебе, конечно, приятно, когда кошка возле тебя ласкается, об ноги трётся.
2) Ласкается, значит, любит. 3) А кому не приятно, когда его любят, когда ласкают?
4) Каждому приятно, некоторые даже мурлыкать начинают, как будто они сами кошки или коты. 5) Но ты не спеши мурлыкать, присмотрись внимательнее: кошка трётся и возле стула, и возле стола, и возле шкафа. 6) Неужели она к мебели ласкается?
7) Нет, просто кошка метит всё, что её окружает в квартире, оставляет на всём свой запах, чтобы каждому было ясно, что эти предметы принадлежат ей. 9) Ты этого не знал? 10) А она знает. 11) Она уверена, что владеет всем этим: и стулом, и шкафом, и тобой. 12) Ты думаешь, что кошка принадлежит тебе? 13) Нет, на самом деле это ты принадлежишь своей кошке.
4.4. Прверка выполненных работ. Сдача тетрадей на проверку.
V. Рефлексия. Итог урока.
Я могу похвалить своих одноклассников за …
Я могу похвалить себя за …
Думаю, что с проверочной работой я ,,,,,
Своей работой на уроке я …
Урок сегодня был …
VI. Д о м а ш н е е з а д а н и е : параграф 53, упражнения 323.