СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.»

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.

Класс: 6.

Цели урока:

  • Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;

  • Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.

  • Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание трудолюбия и аккуратности.

  • Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: м/медийный проектор, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.

II. Постановка целей и задач.

Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить об имени прилагательном.

Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2

– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?).

– Как изменяется имя прилагательное? (по числам, по родам и по падежам, синт. роль – определение или сказуемое)

(у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

Перед вами три корабля (обращаю внимание на проектор. Слайд 3). Попробуйте найти в них отличия.

2. Рядом с кораблями написаны цепочки слов.

– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?

– Продолжите вторую цепочку. Один корабль плывёт быстро, второй – …, третий – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у трётьего – …?

Молодцы. Вы все верно рассказали. Что мы делали с корабликами, описывая их? (сравнивали) И как вы думаете какова тема нашего урока? «Степени сравнения имён прилагательных». Слайд 4

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Цель – узнать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.

А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5).

III. Изучение нового материала.

Итак первая наша задача на сегодняшнем уроке узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.

У вас на партах лежат схемы. Пододвиньте их к себе поближе. Слайд 7

(Влад)Читаем. Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.

Для того чтобы заполнить схему, давайте сравним эти два яблока.

Это яблоко большое, a это…(больше суффикс –е-)

– Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.

(К основе исходного прилагательного прибавили суффикс е.)

– Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени.

(К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)

Сравните яблоки по красоте.

Красивое красивее

– Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.

(К основе исходного прилагательного прибавили суффикс ее.)

– Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени.

(К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)

Сравните хвостики яблок по толщине.

Тонкий тоньше

– Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.

(К основе исходного прилагательного прибавили суффикс ше.)

Обратите внимание, что при этом суффикс К в исходном прилагательном отсекается.

– Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени (слайд 7).

(К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)

С помощью каких суффиксов образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?

А как – составная?

– Почему слово «больше» является прилагательным в простой форме сравнительной степени, а сочетание «более большой» – в составной форме? (Первое состоит из одного слова, а второе – из двух.)

Молодцы. Нам предстоит выполнить упражнение. Перед Вами карточки с пословицами. Ваша задача раскрыть скобки и поставить прилагательные в простую сравнительную степень.

Здоровье (дорогой) золота

Во второй пословице есть прилагательное хороший. A как от него образовать простую сравнительную степень? Прилагательные маленький, плохой, хороший образуют форму простой сравнительной степени от других основ: меньше, хуже, лучше.

Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

После работы еда (вкусный).

Дождливое лето (плохой) осени.

– Сделаем синтаксический разбор первой пословицы

Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

Ребята, посмотрите на предложения, записанные на доске. Слайд 8.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Какой из этого следует вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного. Слайд 9.

Сидя за партой, работа по цепочке. Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика. Первый – простая степень сравнения. Второй – составная.

Один ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

Яркий, хороший, большой, мягкий, красивый, светлый.

Самопроверка.

Сафия, как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?

Молодцы, вы очень хорошо работаете!

A теперь я предлагаю описать наш город, используя прилагательные в простой и составной сравнительной степени. Обратите внимание на проектор. Вы видите фотографии города. Фото на м/медийном проекторе.

Устно, по цепочке.

Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного?

Как образовать составную степень имени прилагательного?

IV. Итог урока.

У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста. Слайд 11.

Сегодня на уроке

  • Я открыл…

  • Я научился…

  • Я постарался…

  • Я вспомнил…

  • Мне понравилось…

  • Мне было трудно…

  • Мне было интересно…

Домашнее задание: стр. 150 правила выучить, упр. 291.

Выставление оценок

Если останется время, тогда работа с сигнальными карточками.

УЗУ Проверить уровень сформированности знаний об образовании сравнительной степени имени прилагательного.

ПЗ У каждого из вас есть на партах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Я вам сейчас буду называть слова в простой и составной сравнительной степени. Если степень простая, вы мне показываете красный цвет, если составная – синий. Будьте внимательны!

СУЗ более ловкий, интереснее, лучше, хуже, более простой, проще, более модный, более яркий, безжалостнее, более жестокий.

ОРД Устно, сидя за партой.

КВ В процессе работы.

ИВ Молодцы, вижу, что тему урока вы усвоили.

Спасибо за урок!

До свидания!