Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.
Класс: 6.
Цели урока:
Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание трудолюбия и аккуратности.
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: м/медийный проектор, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
II. Постановка целей и задач.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить об имени прилагательном.
Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2
– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?).
– Как изменяется имя прилагательное? (по числам, по родам и по падежам, синт. роль – определение или сказуемое)
(у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)
А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.
Перед вами три корабля (обращаю внимание на проектор. Слайд 3). Попробуйте найти в них отличия.
2. Рядом с кораблями написаны цепочки слов.
– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?
– Продолжите вторую цепочку. Один корабль плывёт быстро, второй – …, третий – … .
– Поработаем с трётьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у трётьего – …?
Молодцы. Вы все верно рассказали. Что мы делали с корабликами, описывая их? (сравнивали) И как вы думаете какова тема нашего урока? «Степени сравнения имён прилагательных». Слайд 4
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Цель – узнать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.
А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5).
III. Изучение нового материала.
Итак первая наша задача на сегодняшнем уроке узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.
У вас на партах лежат схемы. Пододвиньте их к себе поближе. Слайд 7
(Влад)Читаем. Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.
Для того чтобы заполнить схему, давайте сравним эти два яблока.
Это яблоко большое, a это…(больше суффикс –е-)
– Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.
(К основе исходного прилагательного прибавили суффикс е.)
– Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени.
(К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)
Сравните яблоки по красоте.
Красивое красивее
– Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.
(К основе исходного прилагательного прибавили суффикс ее.)
– Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени.
(К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)
Сравните хвостики яблок по толщине.
Тонкий тоньше
– Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.
(К основе исходного прилагательного прибавили суффикс ше.)
Обратите внимание, что при этом суффикс К в исходном прилагательном отсекается.
– Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени (слайд 7).
(К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)
С помощью каких суффиксов образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?
А как – составная?
– Почему слово «больше» является прилагательным в простой форме сравнительной степени, а сочетание «более большой» – в составной форме? (Первое состоит из одного слова, а второе – из двух.)
Молодцы. Нам предстоит выполнить упражнение. Перед Вами карточки с пословицами. Ваша задача раскрыть скобки и поставить прилагательные в простую сравнительную степень.
Здоровье (дорогой) золота
Во второй пословице есть прилагательное хороший. A как от него образовать простую сравнительную степень? Прилагательные маленький, плохой, хороший образуют форму простой сравнительной степени от других основ: меньше, хуже, лучше.
Добрые слова (хороший) мягкого пирога.
После работы еда (вкусный).
Дождливое лето (плохой) осени.
– Сделаем синтаксический разбор первой пословицы
Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)
Ребята, посмотрите на предложения, записанные на доске. Слайд 8.
– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?
– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)
– Какой из этого следует вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).
– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.
Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?
Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного. Слайд 9.
Сидя за партой, работа по цепочке. Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?
Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика. Первый – простая степень сравнения. Второй – составная.
Один ученика работают у доски, остальные в тетрадях.
Яркий, хороший, большой, мягкий, красивый, светлый.
Самопроверка.
Сафия, как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?
Молодцы, вы очень хорошо работаете!
A теперь я предлагаю описать наш город, используя прилагательные в простой и составной сравнительной степени. Обратите внимание на проектор. Вы видите фотографии города. Фото на м/медийном проекторе.
Устно, по цепочке.
Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного?
Как образовать составную степень имени прилагательного?
IV. Итог урока.
У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста. Слайд 11.
Сегодня на уроке
Я открыл…
Я научился…
Я постарался…
Я вспомнил…
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Домашнее задание: стр. 150 правила выучить, упр. 291.
Выставление оценок
Если останется время, тогда работа с сигнальными карточками.
УЗУ Проверить уровень сформированности знаний об образовании сравнительной степени имени прилагательного.
ПЗ У каждого из вас есть на партах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Я вам сейчас буду называть слова в простой и составной сравнительной степени. Если степень простая, вы мне показываете красный цвет, если составная – синий. Будьте внимательны!
СУЗ более ловкий, интереснее, лучше, хуже, более простой, проще, более модный, более яркий, безжалостнее, более жестокий.
ОРД Устно, сидя за партой.
КВ В процессе работы.
ИВ Молодцы, вижу, что тему урока вы усвоили.
Спасибо за урок!
До свидания!