Митяевская общеобразовательная школа I – III ступеней
Сакского района
Республика Крым
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ
4 класс
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
«СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ».
(2 часа)
Учитель начальных классов
«Старший учитель»
Назарова
Зинаида Михайловна
с. Митяево
2014 г.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
ТЕМА: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ».
(2 часа)
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Основные термины и понятия: Синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода, менора, звонница, михраб, имам.
Оборудование: Карточки, раздаточный материал.
Средства наглядности: презентация, фотографии священных сооружений.
ПЛАН УРОКА ( 2 часа)
Актуализация опорных знаний. 10 мин
Постановка и формулировка проблемы. 2 мин
Планирование деятельности. 2 мин
Решение проблемы. 15 мин
Применение знаний и умений. 5 мин
Подведение итогов. 7 мин
Рефлексия. 1 мин
Домашнее задание 3 ми
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Приветствие детей.
Актуализация опорных знаний
На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия , какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.
-Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.
Христианство Ислам Буддизм Иудаизм |
Иудаизм буддизм христианство ислам Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения? Постановка и формулировка проблемы Угадай, что это? |
(Иллюстрации: церковь, мечеть, пагода, Золотая Ступа). |
Для чего они предназначены?
Можете угадать, какие из них к какой религии относятся? Что вы об этих сооружениях знаете?
(Ребята делятся своими знаниями, предположениями).
Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга. (Слайды с фотографиями различных свящённых сооружений) Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы. (Ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться).
Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.
IV. Планирование деятельности.
- Какие цели и задачи поставим перед собой?
Учащиеся:
- Узнать о священных сооружениях,
- Научиться их распознавать.
Учитель:
- Как узнаем?
Учащиеся предлагают:
прочитать в учебнике,
рассмотреть иллюстрации учебника,
попросить помощи у взрослого или соседа по парте.
(Учитель крепит на магнитную доску план деятельности-карточки).
Учитель:
- Предлагаю вам поработать в группах, а затем поделиться новыми знаниями друг с другом .
- Каждая группа получает план-задание и табличку, куда надо записать самое главное.
План-задание группам.
Прочитать текст » «Священные здания иудаизма» с.30;
«Христианские храмы» с. 31; «Мечети»с. 32; «Буддийские священные здания» с. 33.
Заполнить таблицу.
| Название священного сооружения | Внешние отличительные признаки | Внутреннее убранство | Правила поведения | Новые понятия |
Иудаизм | | | | | |
Христианство | | | | | |
Ислам | | | | | |
Буддизм | | | | | |
3) Рассказать, что ещё интересного узнали о данном священном сооружении?
V. Решение проблемы.
1)Учащиеся работают в группах ( на первом уроке – «Священные здания иудаизма», «Христианские храмы»). На втором уроке – «Мечети», «Буддийские священные здания».
2)Затем начинается обсуждение. Выступают представители каждой группы. Рассказывают, что они выяснили. Представители других групп дополняют. Рассказывают, что интересного еще узнали.
Учитель:
-Рассмотрите фотографии. Что это за священные сооружения? (Синагоги: синагога «Егия – Капай» (г. Евпатория); синагога г. (Севастополь). Христианские храмы: храм – маяк Светителя Николая (с. Малореченское), Воскресенская церковь (Форос). Мечети: Большая ханская мечеть (г. Бахчисарай), Пятничная «Джума – Джами» (г. Евпатория). Буддийские священные здания: К какой религиозной культуре относятся? Как определили? . Какое впечатление они на вас произвели? Великолепные постройки.
VI. Применение знаний, умений.
- Сегодня вы многое узнали. Давайте проверим, кто был самым внимательным.
Игра «Да –нет»
ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ» ( сигнальные карточки – светофор)
У пагоды есть колокола? – нет
У православного храма много куполов? – нет
Ступа это место для молитвы? – нет
Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да
В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
В православном храме мы увидим иконы? – да
Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
У пагоды два купола? – нет
VII. Подведение итогов.
Учитель:
- Вы многое узнали о священных сооружениях разных религиозных культур. Каждое из них по-своему красиво и неповторимо. Каждое из них дорого людям.
- Какие священные сооружения религий мира вы теперь знаете? (мечеть, церковь, синагога, пагода, ступа)
- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?
(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)
- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?
- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)
- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?
- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.
Учитель:
Составьте Синквейн по теме «Священные сооружения»:
1. Священные сооружения.
2. Святые, величавые.
3. Собираются, молятся, свершаются.
4. Это здания для богослужения.
5. Святыня.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ
В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу…
- «Гора познания»
Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения».
И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.
IX. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок с изображением одного из священных сооружений.
Подготовить сообщение об одном из священных храмовых предметах, символах (крест, жертвенник, ризница, клирос и др.)
Рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3