СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 4 класса по модулю "Основы мировых религиозных культур"Цель: Ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Для чего они предназначены? Уметь их распознавать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе.»

Митяевская общеобразовательная школа IIII ступеней

Сакского района

Республика Крым













РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ

4 класс


Модуль: «Основы мировых религиозных культур»


«СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ».

(2 часа)







Учитель начальных классов

«Старший учитель»

Назарова

Зинаида Михайловна




с. Митяево

2014 г.




РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ


Модуль: «Основы мировых религиозных культур»


ТЕМА: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ».

(2 часа)


Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.


Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Основные термины и понятия: Синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода, менора, звонница, михраб, имам.


Оборудование: Карточки, раздаточный материал.


Средства наглядности: презентация, фотографии священных сооружений.


ПЛАН УРОКА ( 2 часа)

  1. Актуализация опорных знаний. 10 мин

  2. Постановка и формулировка проблемы. 2 мин

  3. Планирование деятельности. 2 мин

  4. Решение проблемы. 15 мин

  5. Применение знаний и умений. 5 мин

  6. Подведение итогов. 7 мин

  7. Рефлексия. 1 мин

  8. Домашнее задание 3 ми





Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Приветствие детей.


  1. Актуализация опорных знаний


На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия , какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

-Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Христианство Ислам Буддизм Иудаизм


Иудаизм буддизм христианство ислам

Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?



  1. Постановка и формулировка проблемы

  1. Угадай, что это?

(Иллюстрации: церковь, мечеть, пагода, Золотая Ступа).

Для чего они предназначены?


  1. Можете угадать, какие из них к какой религии относятся? Что вы об этих сооружениях знаете?

(Ребята делятся своими знаниями, предположениями).

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга. (Слайды с фотографиями различных свящённых сооружений) Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы. (Ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться).

Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.


IV. Планирование деятельности.

- Какие цели и задачи поставим перед собой?

Учащиеся:

- Узнать о священных сооружениях,

- Научиться их распознавать.



Учитель:

- Как узнаем?

Учащиеся предлагают:

прочитать в учебнике,

рассмотреть иллюстрации учебника,

попросить помощи у взрослого или соседа по парте.


(Учитель крепит на магнитную доску план деятельности-карточки).

Учитель:

- Предлагаю вам поработать в группах, а затем поделиться новыми знаниями друг с другом .

- Каждая группа получает план-задание и табличку, куда надо записать самое главное.

План-задание группам.

  1. Прочитать текст » «Священные здания иудаизма» с.30;

«Христианские храмы» с. 31; «Мечети»с. 32; «Буддийские священные здания» с. 33.

  1. Заполнить таблицу.


Название священного сооружения

Внешние отличительные признаки

Внутреннее

убранство

Правила

поведения

Новые понятия


Иудаизм






Христианство






Ислам






Буддизм






3) Рассказать, что ещё интересного узнали о данном священном сооружении?

V. Решение проблемы.

1)Учащиеся работают в группах ( на первом уроке – «Священные здания иудаизма», «Христианские храмы»). На втором уроке – «Мечети», «Буддийские священные здания».

2)Затем начинается обсуждение. Выступают представители каждой группы. Рассказывают, что они выяснили. Представители других групп дополняют. Рассказывают, что интересного еще узнали.

Учитель:

-Рассмотрите фотографии. Что это за священные сооружения? (Синагоги: синагога «Егия – Капай» (г. Евпатория); синагога г. (Севастополь). Христианские храмы: храм – маяк Светителя Николая (с. Малореченское), Воскресенская церковь (Форос). Мечети: Большая ханская мечеть (г. Бахчисарай), Пятничная «Джума – Джами» (г. Евпатория). Буддийские священные здания: К какой религиозной культуре относятся? Как определили? . Какое впечатление они на вас произвели? Великолепные постройки.

VI. Применение знаний, умений.


- Сегодня вы многое узнали. Давайте проверим, кто был самым внимательным.


Игра «Да –нет»


ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ» ( сигнальные карточки – светофор)

  1. У пагоды есть колокола? – нет

  2. У православного храма много куполов? – нет

  3. Ступа это место для молитвы? – нет

  4. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет

  5. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да

  6. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет

  7. В православном храме мы увидим иконы? – да

  8. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет

  9. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да

  10. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да

  11. У пагоды два купола? – нет


VII. Подведение итогов.

Учитель:

- Вы многое узнали о священных сооружениях разных религиозных культур. Каждое из них по-своему красиво и неповторимо. Каждое из них дорого людям.

- Какие священные сооружения религий мира вы теперь знаете? (мечеть, церковь, синагога, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.

Учитель:

Составьте Синквейн по теме «Священные сооружения»:

1. Священные сооружения.

2. Святые, величавые.

3. Собираются, молятся, свершаются.

4. Это здания для богослужения.

5. Святыня.

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу

- «Гора познания»

Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения».

И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.


IX. Домашнее задание.

  1. Нарисовать рисунок с изображением одного из священных сооружений.

  2. Подготовить сообщение об одном из священных храмовых предметах, символах (крест, жертвенник, ризница, клирос и др.)

  3. Рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3