СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе "Простые и сложные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Простые и сложные предложения"»

Простые и сложные предложения.

Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся различать простые и сложные предложения;

понимать связь простых предложений в составе сложного;

отличать сложные предложения от простых;

объяснять языковые явления.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный,

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с упражнениями

Технологии: системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.



Ход урока

I.Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

Доброе утро всем.

Потянулись,

Друг на друга оглянулись, улыбнулись.

Мы, конечно, лучше всех!

Нам сопутствует успех!

Все готовы начать наш урок?

Как мы должны работать, чтобы наш урок прошел успешно?

(Активно, дружно, смело, преодолевать все трудности.)

Прочитайте девиз урока:

На уроке не скучай,

Смело руку - поднимай.

Быстро, чётко - отвечай.

Время даром -не теряй.

Другу - помогай.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.

Открывает наш урок постоянная рубрика «Повторение - мать учения».

1.Игра «Ромашка»

Вы умеете гадать на ромашке? Любит- не любит. А мы проверим: «Знает- не

знает»

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?(Повествовательные, вопросительные, побудительные)

  • По интонации?(Восклицательные, невосклицательные)

  • По наличию второстепенных членов предложения (Распространенные, нераспространенные)

  • Что такое грамматическая основа предложения( Это подлежащие и сказуемое)

  • Что такое дополнение?

2.Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы:

А)льет…ся, улыбает…ся ,пробежат…ся

Б)побежда…т, стро…т, леч…т

В)(не)хочет, (не)здоровается, (не)любит


3.Синтаксис.

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки.


III. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: выявление трудностей и их обсуждение.

— Сравним предложения, записанные на доске: что в них об­щего и чем они различаются по строению?

Найдем грам­матические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.

      1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.

      2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались па­руса судна. (Б. С. Житков)

Общее в предложениях — их тема; в каждом предложении есть союз и. Разница: в первом предложении одна грамматическая ос­нова, союз и связывает однородные члены — сказуемые {усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного пред­ложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело, и вырисовы­вались паруса.)

Сформулируйте тему урока.

Поставьте цель на урок, опираясь на тему урока.


IV.Работа по теме урока

Все ли слова вам понятны?

Что же нам поможет?(Словарь)

            1. Словарная работа.

Бриз (от франц. brise) — местный слабый ветер, дующий днем с моря на нагретый берег, а ночью — с охлажденного берега на бо­лее теплое море.

Силуэт (от франц. silhouette) — контурное изображение кого- либо или чего-либо; очертания чего-либо, виднеющиеся вдали, в темноте, в тумане.

            1. Обсуждение вопросов.

  • Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения? (Нет.)

  • Как связаны простые предложения в составе сложного?

(Они связаны по смыслу и интонационно.)

  • Каким способом соединяются простые предложения в со­ставе сложного?

помощью союза и.)

Как называются такие предложения?

Простые предложения в составе сложных, которые соединя­ются с помощью союза, называются союзными.

Попробуем убрать союз из второго предложения:

Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.

Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ.

Простые предложения в составе сложных, которые соединя­ются без помощи союза, называются бессоюзными.

Как отличить сложное предложение от простого?

Вывод

3.Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.106—107.

V.Закрепление изученного материала

Цель этапа: учащийся делает вывод, о том, что он умеет.

1.Работа по учебнику

-Упр. 232 — выполнение заданий (устно).

-Упр. 234 — выразительное чтение стихотворения и анализ предложений.

Физкультминутка

Какая тема урока?

Какую цель поставили?

Пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

2. Проверочная работа.


Проверочная работа:

1.Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения:

Подула осень холодом,(1) сорвала с деревьев листья,(2) и рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Укажите верную характеристику предложения.

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

  1. Простое предложение с однородными членами

  2. Сложное бессоюзное

3.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

1.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2.Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

3.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4.Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

4. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

5.  Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.

3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

Взаимопроверка по эталону.

Поставьте оценки:

«5»- нет ошибок

«4»-1 ошибка

«3»- 2 ошибки

VI.Подведение итогов.

Игра «Снежки»

  • Что общего между простым и сложным предложениями?

  • Чем различаются простое и сложное предложения?

  • Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения?

  • Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со­ставе сложного соединяются союзом?

VII.Рефлексия «Лесенка»

Сегодня очень хорошо работали.

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

«ЛЕСЕНКА»

VIII.Домашнее задание по выбору:

§ 46.

Упражнение 233

или

Из учебника литературы выписать СП



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!