СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе на тему "Масштаб"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Масштаб"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе на тему "Масштаб"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7посёлка Северного













План-конспект

урока математики

в 6 классе по теме

МАСШТАБ






Автор разработки

Учитель математики

Кудря Елена Николаевна






















Тема: «Пропорция».


Тип урока: комбинированно-интегрированный.


Цели:1)повторить понятие пропорции, его основное свойство, понятие масштаба;

повторить решение задач на пропорции и масштаб;

2)показать межпредметную связь математики с химией, технологией,

черчением и географией;

3)развивать творческие способности учащихся.


Оборудование: 1) таблица «Пропорция»;

2) таблица по черчению;

3) таблица по технологии;

4) атлас Краснодарского края;

5) набор для химического опыта;

7) компьютер+ проектор.


План урока: 1) вводная часть (исторические сведения о пропорциях);

2) сообщение цели урока;

3) решение задач;

4) итог урока;

5) задание на дом;

6) контролирующая работа (оценочный лист):

а) устная работа в парах;

б) самостоятельная работа.

Ход урока.


Сообщение темы и цели урока: на сегодняшнем уроке мы повторим всё, что знаем о пропорциях и масштабах. Ещё нам предстоит увидеть, как математика помогает решать задачи по химии, работать с чертежами на технологии и картами на географии (слайд №1)

Вводная часть: Исторические сведения о пропорциях

(сообщает ученик)


Из-за того, что греческие ученые не признавали дробных чисел, у них возникли затруднения с измерением величин. Греческий математик не мог сказать, что длина

Одного отрезка втрое больше длины другого отрезка. Ведь эти длины могли оказаться дробными числами. А то и вообще выражаться неизвестными грекам числами. А потому к ним операцию умножения нельзя. Пришлось греческим ученым придумать способ, как обходиться в науке без того, чтобы выражать длины и объемы числами, Купцы и ремесленники спокойно делали это, не обращая внимания на умствования ученых. Для этого создать учение об отношениях величин. О равенстве отношений и т. д. Равенство двух отношений потом стали называть латинским словом «пропорция». Греки же применяли для этого греческое слово «аналогия».

С пропорциями имели дело уже древние строители. Правильное соотношение размеров возводимых ими дворцов и храмов придавало этим зданиям ту необыкновенную красоту, которая и сегодня восхищает нас. С помощью пропорций рисовали в Вавилоне планы городов (слайд №2) . На рисунке изображен найденный при раскопках план древнего Вавилонского города Ниппура. Когда ученые сравнивали результаты раскопок города с этим планом, оказалось, что он сделан с большой точностью.

Древнегреческие математики с большим мастерством работали с пропорциями. Из одной верной пропорции они умели получить великое множество других. Например, из пропорции а/в=с/d древнегреческие ученые выводили такие пропорции,

как (слайд №3) b/a=d/c; a/c=b/d; c/a=d/b; (a+b)/b=(c+d)/d и многие другие. Искусство преобразований пропорций заменяло им используемое современными математиками искусство в преобразованиях громоздких буквенных выражений. Преобразуя пропорции. Древние греки доказывали самые сложные утверждения. Решали самые трудные задачи. Теперь роль пропорций стала меньше. Но и до сих пор их применяют в самых различных вопросах.


Решение задач.


Вопрос учителя. В каких областях деятельности древние греки применяли пропорции? (из доклада)

Вопрос учителя. А на каких уроках вы встречались с пропорциями?

При обучении в школе вы во многих предметах встречаетесь с пропорциями (слайд №4) В истории и географии вы сталкиваетесь с масштабом карт. В технологии и черчении вы вычерчиваете выкройки и детали в каком-либо масштабе. А затем в натуральную величину. В черчении вы будете работать с чертежами различных изделий. В химии ставятся опыты и решаются задачи с помощью пропорций. Сегодня мы попробуем применить математику во всех этих предметах.

И начнем мы с вами с географии. И прежде, чем решать задачи с использованием материалов географии, нам придется вспомнить, что такое масштаб карты, что показывает масштаб (учащиеся отвечают).


Задача:

Перед вами атласы Краснодарского края. На странице 11 (слайд №5). Справа вверху находится карта краяи в масштабе 1:3000000.Измерьте на карте расстояние между Краснодаром и Павловской. (Оно равно 2 см). Каково расстояние от Краснодара до Павловской на местности? Запишем краткую запись (слайд №6).

(учащиеся решают в тетради с комментированием и проверяют решение, выведенное на экран) (слайд №7)

Следующая задача по технологии. На этом предмете вы работаете с уменьшенными или увеличенными размерами выкроек и деталей (слайд №8).


Задача для девочек: Длина изделия на выкройке 75см. Вычислить масштаб чертежа,

Если на нем длина ночной сорочки будет равна 15см.

Задача для мальчиков: Длина детали 300мм. Какой использовали масштаб, если на

чертеже длина детали 60мм?

(учащиеся по одному от каждого варианта решают задачу на доске)


Далее речь пойдет о незнакомой еще вам науке химии (слайд №9-1). Химия изучает вещества. И я сейчас вам продемонстрирую опыт. В первой пробирке раствор соли , которая называется хлорид бария, во второй пробирке раствор серной кислоты. Оба раствора прозрачные, после сливания образуется новое вещество соль, которая называется сульфат бария. Этот раствор непрозрачный и белого цвета.

Задача: (слайд №9-2) Для получения 20,3г сульфата бария взяли 12,1г серной кислоты. Сколько сульфата бария получится, если взять 36,3г серной кислоты?

(один ученик решает задачу на доске с комментированием)


Итог урока.


Вопросы учителя классу:

  1. О чем сегодня на уроке шла речь?

  2. Какова роль пропорции для решения задач различной тематики?

  3. В каких школьных предметах можно встретить пропорцию?

  4. В каких науках встречается использование пропорции?

  5. Где в жизни использует пропорцию обычный человек?

  6. Так что же такое пропорция?

  7. Сформулируйте основное свойство пропорции.

  8. Что такое масштаб?

  9. Что показывает масштаб?


Задание на дом (слайд №10).

Творческая работа «Пропорция» (работу выполнить в альбомах для творческих работ): составить задачу на пропорцию, решить ее, нарисовать сюжет задачи.


Контролирующая работа (оценочный лист)

1).Работа в парах (сидя за партой, учащиеся рассказывают друг другу правила и ставят оценку за ответ в тетрадь с оценочным листом)

2).Математический диктант (задания выполняются устно, записываются только краткие ответы в тетради с оценочным листом):

  1. Верна ли пропорция 7/14=5/25?

  2. Является ли пропорциональность прямой, если при увеличении одной величины другая уменьшается во столько же раз?

  3. Запишите основное свойство пропорции для равенства a/b=с/d.

  4. Из двух масштабов 1:5 и 5:1 выпишите тот, который показывает увеличение действительных размеров.

  5. На чертеже длина прямоугольника 2см, ширина 3см. В действительности длина прямоугольника 8см. Чему равна ширина прямоугольника

3).Самостоятельная работа (в тетради с оценочным листом).

(работа по текстам тестов из книги Е.Ф.Шершнев и П.В.Чулков «Тесты.6 класс»)















Используемая литература:

  1. Атлас Краснодарского края. Москва. Федеральная служба геодезии и картографии России. 1994 г.

  2. И. Я. Перельман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики». Москва. «Просвещение» 1989г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!