Тема урока «Отряды птиц. Дневные хищные, Совы, Куриные»
Класс 7
Цель: раскрыть характерные признаки птиц отрядов Дневные хищные, Совы, Куриные; показать связь между внешним строением и способом питания, определить их роль в природе.
Задачи:
Образовательные: показать разнообразие клюва, ног и строение крыльев птиц.
Развивающие: совершенствовать умения школьников узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках; продолжать формирование умения работать с учебником: находить в тексте, рисунках учебника необходимые сведения для ответов на вопросы, составления таблиц.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: мультимедиа, презентация с изображением птиц отрядов Дневные хищники, Совы, Куриные, МЭНЭДЖ МЭТ, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Орг. момент.
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальная работа по карточкам
2. Фронтальный опрос
А)Перечислите ранее изученные отряды птиц.
Б)Докажите приспособленность птиц к условиям обитания.
В)Вспомните, каких животных называют хищниками?
III. Постановка цели.
Мы продолжаем изучать отряды птиц, сегодня на уроке познакомимся с представителями Дневных и Ночных хищников и представителями отряда Куриных.
(запись темы в тетрадях)
IV. Изучение нового материала
Люди издревле восхищались красотой этих птиц, существуют такие выражения: как ясный сокол, сова символ мудрости, многие хищные птицы являются символами стран и изображены на гербах, знаменах и эмблемах многих народов. На гербе Российской Федерации изображен трехглавый орел. Изображение хищных птиц символизирует силу и мужество. (На экран проецируется изображение герба РФ).
Прочитайте текст «Дневные хищные птицы» на странице 145-147 и выделите какие особенности строения и образа жизни объединяют этих птиц. (включается таймер – 3 минуты).
ТАЙМД ПЭА ШЭА.
Расскажите своему партнёру по плечу, какие особенности строения и образа жизни объединяют этих птиц. Начинают участники под чётными номерами.
(включается таймер – 1,5 минуты).
Поблагодарите своего партнёра. А сейчас на этот же вопрос отвечает тот, кто внимательно слушал. (включается таймер – 1,5 минуты).
Опрос учащихся по одному представителю от каждого стола:
- Как считает твой партнёр, какие особенности строения и образа жизни объединяют этих птиц? Ты согласен с его мнением? Дополни.
(На экран проецируются фотографий дневных хищных птиц. Учитель обобщает особенности строения и образа жизни дневных хищников.)
Прочитайте текст «Ночные хищники» на странице 147-148 и выделите: какие особенности строения и образа жизни объединяют птиц этого отряда. (включается таймер – 3 минуты).
ТАЙМД РАУД РОБИН.
Работаем в группах. Каждый ученик отвечает на вопрос - какие особенности строения и образа жизни объединяют ночных хищников, в течение 30 секунд, начиная с №3.
(включается таймер)
Опрос учащихся по одному представителю от каждого стола:
На вопрос - какие особенности строения и образа жизни объединяют ночных хищников ответит тот, кто выше ростом.
(На экран проецируются фотографий ночных хищных птиц. Учитель обобщает особенности строения и образа жизни ночных хищников.)
Физ.минутка
Отгадайте загадки. Встаньте, если отгадкой будет птица – дневной хищник, продолжайте сидеть, если отгадка – ночная хищная птица.
Без особого усилья,
Широко расправив крылья,
Славу в небе приобрел,
Над землей парит ….(Орел)
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
Другой птицы вы не найдете –
Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)
ЭЙ АР ГАЙД.
Отряд Куриные. В фауне России 19 видов, среди которых фазан, перепел, серая куропатка, белая куропатка, глухарь, тетерев, рябчик.
Как вы думаете: какие особенности имеют птицы этого отряда?
Ученик под №1 раздаёт всем участникам группы карточки:
до | | после |
| Прекрасно бегают | |
| Летают быстрым полетом на небольшие расстояния | |
| Имеют острый загнутый клюв | |
| Строят гнёзда на земле | |
| Осенью улетают в тёплые края | |
| Часто образуют постоянные пары | |
| Птенцы этих птиц гнездовые | |
Заполните в данной таблице левую колонку «до»: если на ваш взгляд признак присущ этим птицам ставим «+», если нет «-»
(включается таймер – 30 секунд).
Отложите карточки, прочитайте текст учебника с.148-151 (можно предложить видеоролик) «Отряд Куриные».
После прочтения (просмотра) предлагается заполнить правую часть таблицы «после».
(включается таймер – 30 секунд).
Встаньте те, чьи мнения «до» и «после» совпали.
(опрос 2-3 учеников).
(На экран проецируются фотографий представителей отряда Куриных. Учитель обобщает особенности строения и образа жизни этих птиц.)
Заполнение таблицы в тетрадях. Учащимся предлагается заполнить таблицу :
Отряд | Представители | Местообитание | Корм и способы добывания | Особенности строения (клюв, ноги) | Тип развития птенцов |
Куриные Дневные хищные Совы | | | | | |
V. Закрепление.
Проверка заполнения таблицы.
Выводы: представители отрядов Куриные, совы, Хищные птицы хорошо приспособлены к местообитанию. Имеют большое значение в природе: представители отряда Хищные птицы приносят прямую пользу сельскому и лесному хозяйству во множестве добывая грызунов и насекомых; существенна санитарная роль пернатых хищников,
уничтожающих павших животных, а также избирательно вылавливающих больных и слабых особей; большинство Куриных являются промысловыми животными; представители отряда Сов также помогают в уничтожении мелких грызунов – вредителей сельского хозяйства.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
§ 29; прочитать, ответить на вопросы.
Задание * РАФТ – изготовление брошюры о представителях отрядов Куриных, Сов, Дневных Хищниках по плану:
Видовое название.
Местообитание.
Питание.
Роль в природе.