СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "внешняя политика екатерины 2"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ 2" ПОМОЖЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ИСТОРИИ РОССИИ В 8 КЛАССЕ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "внешняя политика екатерины 2"»

Тема урока: «Внешняя политика Великой евразийской империи при Екатерине II»

Цель: сформировать у учащихся представление о внешней политике России во второй половине XVIII века.

Задачи:

1) сформировать у обучающихся историко-познавательные компетенции: выделять направления и задачи внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн; определить причины и последствия участия России в разделах Польши; уяснить итоги внешней политики Екатерины II;

2) информационно-коммуникационные: анализ исторической ситуации, формирование собственной позиции в ходе дискуссии, формирование умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений

3) социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, создать положительное отношение к службе в армии; воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.



Термины: буферное государство, коалиция, нейтралитет

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока



1.

А

К

Т

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я


З

Н

А

Н

И

Й


На прошлом уроке мы с вами рассматривали «Экономическое развитие России во 2 половине 18 века».

  • Кто был императором в это время?

  • Назовите годы правления Екатерины II (1762 – 1796)

  • В чем состояло противоречие социально-экономического развития России? (Развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях, с другой стороны – сохранение крепостнической системы. Высокие результаты экон. развития были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков).

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины не привел к улучшению жизни народа, напротив, российские крестьяне утратили остатки гражданских прав.

Но как же обстоят дела с внешней политикой? Василий Осипович Ключевский говорил, что

«Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство».

(В.О. Ключевский)

Александр Андреевич Безбородко «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».


Тема урока: Внешняя политика Екатерины II


План урока:

  1. Задачи внешней политики Екатерины II

  2. Южное направление:

2.1 русско-турецкая война 1768-1774 гг.

2.2 русско-турецкая война 1787-1791 гг.

3. Западное направление:

3.1 разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг.

3.2 политика «вооружённого нейтралитета»

3.3 борьба с революционной Францией

4. Результаты внешней политики Екатерины II

Проблемное задание: Докажите, что при Екатерине II Россия становится великой евразийской империей. Можно ли назвать Екатерину II наследницей политики Петра I?

2.

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

О

Н

Н

О

-

А

Н

А

Л

И

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й


Б

Л

О

К


  1. Задачи внешней политики Екатерины II

Вопросы к классу:

1) Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. ( после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.)

2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)

3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)

4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой)

Давайте подумаем, какие задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II? (Обеспечение выхода России к черному морю, обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике, польский вопрос)



  1. Южное направление:

- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)

-Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).

Как же началась русско-турецкая война. Смотрим видео.

Рассмотрим ход военных действий: Задания по вариантам с текстом учебника по заполнению пропусков в таблице.

Давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц .

Приглашаются докладчики с рассказом о П. А. Румянцеве, Г. А. Потёмкине, Ф Ф. Ушакове.

Вывод: Итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории.

Рассказ учителя: Рассказ учителя: Интересно, что окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе. В будущем она хотела видеть главой Греческой империи своего внука Константина.

- Как вы считаете, реален ли был греческий проект Екатерины II? (Нет, не реален, так как европейские государства не допустили бы ещё большего усиления России в Европе)

Во второй половине 18 в. появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела- о многих мы уже говорили на уроке. Но пожалуй самым известным был полководец, которому принадлежит фраза«Тяжело в ученье, легко в бою»? (Суворову)

Суворов Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей 18 в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск. Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать».

Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова» (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск)

Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте.

Закончив подготовку к штурму, А.В. Суворов 7 (18) декабря 1790 года послал начальнику крепости великому сераскеру Айдозлы
Мухаммад-паше свой знаменитый ультиматум о сдаче Измаила. Но он был отклонен в восточном стиле: «Скорее Дунай потечет вспять, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил».

Итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении.


  1. Западное направление

Нерешённым оставался вопрос относительно территории Белоруссии и Правобережной Украины. Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой. Екатерина 2 не шла на него из-за того, что польским королём в это время был её ставленник Станислав Понятовский. Однако после побед России в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. сложилась вполне реальная угроза заключения союза Турции с Австрией для совместной борьбы против неё. И тогда Екатерина согласилась на раздел Речи Посполитой.

Как осуществлялся раздел Польши ?

Вопросы: 1) С чьей точкой зрения на раздел Польши вы согласны? 2) Как вы оцениваете разделы Польши?

Какой вывод можно сделать? (Таким образом, в царствование Екатерины II произошло воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины )


Политика «вооружённого нейтралитета» Рассказ учителя: О возросшем международном авторитете России свидетельствует и следующий факт. В 1775 г. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе против английских колоний в Северной Америке. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала позднее независимость США. А в 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Так была заложена основа для развития отношений России и Америки.

Борьба с революционной Францией : Поддержка европейских монархов, морская блокада, союз с Австрией, финансирование военных приготовлений.

Почему большинство европейских стран выступило против революционной Франции?

- Каковы итоги внешней политики Екатерины II?

Пояснения учителя: Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания «При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко. Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке.

3.

Р

Е

Ф

Л.

-

О

Ц

Е

Н.


Б

Л

О

К

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Класс делится на 3 группы: Напишите синквейн 1) Взятие Измаила; 2) нейтралитет; 3) коалиция

Возвращение к проблемному заданию: Каковы итоги внешнеполитической деятельности Екатерины II? Можно ли ее назвать в этом отношении наследницей политики Петра I?

ВЫВОД

Главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 - 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.). Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.



Современник Екатерины II Н.М.Карамзин писал о ней: « Внешняя политика сего царствования достойна особенной хвалы: Россия с честью и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Воинствуя, мы разили. Петр удивил Европу своими победами - Екатерина приучила её к нашим победам. Россияне уже думали, что ничто в мире не может одолеть их; заблуждение, славное для сей великой монархини! Она была женщина, но умела избирать вождей так же, как министров или правителей государственных. Румянцев, Суворов стали наряду с знаменитейшими полководцами в мире; князь Вяземский заслужил имя достойного министра благоразумною государственною экономиею, хранением порядка и целости. Упрекнём ли Екатерину излишним воинским славолюбием? Её победы утвердили внешнюю безопасность государства. Пусть иноземцы осуждают раздел Польши: мы взяли своё. Правилом монархини было не мешаться в войны чуждые и бесполезные для России, но питать дух ратный в империи, рожденной победами».