Цели:
создать условия для усвоения знаний о предложении как единице речи, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания;
способствовать развитию у школьников самостоятельности и умения преодолевать трудности в учении;
содействовать сохранению здоровья через создание комфортных условий обучения.
Оборудование:
Используемые методики, технологии (условные обозначения):
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, минутка отдыха - электронная гимнастка для глаз, физкультминутка «Зайчики» с речевым сопровождением.
Информационно-коммуникационные технологии: электронная гимнастка для глаз, демонстрируемая на мультимедийном экране.
Современные образовательные технологии:
коррекционно-развивающие – самостоятельная работа, рефлексия, самопроверка, самоанализ, речевое сопровождение пальчиковой гимнастики и физкультминутки;
дифференцированный подход – подбор заданий, требований, ожидаемые результатов с учётом индивидуального потенциала развития;
творческая деятельность – творческая работа;
сотрудничество – взаимопроверки учащихся;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается занятие.
Встали прямо, успокоились,
Настроились на работу.
2. Вступительная беседа – актуализация знаний.
- Ребята, вот и закончилось лето, наступила осень. Начался учебный год, вы уже пятиклассники.
- Расскажите, как вы провели лето. Поделитесь самыми яркими впечатлениями.
(Дети рассказывают о своём отдыхе)
- Ребята, кто из вас отдыхал у бабушки? Расскажите.
- А кто ездил на море?
- Мы с вами сейчас разговаривали. Что же это такое?
Дети. Речь.
- Что вы знаете про речь?
Дети. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений.
3. Работа над новой темой.
1) Введение в тему.
Что такое предложение?
- Давайте вспомним, что мы знаем о предложении.
(Фиксировать на доске)
Дети. Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…
- Какая же тема нашего урока?
Дети. Предложение.
- А цель?
Дети. Вспомнить всё, что мы знаем о предложении, узнать что-то новое.
2) Работа над упражнением №1.
Прочитайте задание.
Сколько здесь предложений? Почему?
Дети. Я прочитал 3 предложения, потому что:
3 знака препинания – точки.
3 законченные мысли.
3 первых слова написаны с большой буквы и стоит в конце 3 точки.
Вывод. Что же такое предложение? (Ответы детей).
3) Работа в тетради.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Я тетрадь сейчас открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Из данного упражнения выпишите второе предложение.
С чего начнёте работать?
Вспомним правила списывания предложения. (Приложение 1)
(Дети выписывают предложение. Один учащийся пишет на доске)
Предложения. Есть такая игра – кубики. Дети ставят кубики один на другой. Вырастает башня.
- Какое из этих предложений вы списали?
Дети отвечают. Дети ставят кубики один на другой.
Самопроверка. - Проверьте написание предложения, исправьте ошибки.
- Кто списал без ошибок? (Дети поднимают руки)
- Кто допустил при списывании ошибки?
- Молодцы, ребята.
Поставьте вопрос, о ком, о чём говорится в предложении, что говорится…
(В этом предложении говорится о детях. Дети что делают? ставят)
Вывод делают дети. Это главные члены предложения.
4) Минутка отдыха – электронная гимнастика для глаз.
5) Фонетический разбор.
Выпишем из предложения слово: кубики – 6 б., 6 зв., 3 сл.
Дети доказывают, почему 6 букв…
Кто играл в кубики? (Дети поднимают руки)
- Какие игры вы ещё знаете?
Дети. Хоккей, футбол…
7) Работа над предложениями, записанными на доске.
Жмурки.
Вова ловит Толю.
Ручеёк.
- Прочитайте. Что записано?
Дети. Предложения.
- Докажите.
Дети доказывают. Дополняют друг друга, спорят.
Дети делают вывод: предложения могут состоять из одного слова или нескольких слов.
- Прочитаем правило.
- Правильно мы сделали вывод?
Дети. Да.
- О каких играх говорится в этих предложениях?
8) Физкультминутка «Зайчики» с речевым сопровождением.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
4. Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа.
1) Прочитайте текст. Сосчитайте, сколько в нём предложений. Запишите.
Вове завязали глаза. Он водил. Вот Игорь. Он спрятался под столом. Вова схватил Колю. Теперь ты водишь!
- Как называется эта игра?
Дети. Жмурки.
- Сколько предложений? Запишите.
Самопроверка. (Правильный ответ на доске – 6 предложений)
Самооценка. Дети работают с карточками.
- Ребята, у каждого из вас есть таблица. Заполните её, пожалуйста. Если вы выполнили задание самостоятельно, то поставьте знак “+” в первом столбике, если с помощью соседа – во втором столбике, если сами не справились – в третьем столбике.
Самостоятельно | С подсказкой | По эталону |
+ | | |
2) Составьте предложение из слов. Пронумеруйте слова по порядку.
(Интересную, составил, пазлов, картинку, из, Олег.)
Самопроверка.
Олег составил из пазлов интересную картинку.
Самооценка. (Аналогичная работа с таблицей)
Самостоятельно | С подсказкой | По эталону |
| + | |
3) Подчеркнуть предложения.
Лариса кормит куклу.
Слава с машиной.
У Павлика большая машина.
Красивый корабль.
Самопроверка. (Сверка с надписью на доске).
Самооценка. (Аналогичная работа с таблицей)
Самостоятельно | С подсказкой | По эталону |
| | + |
- Почему вы подчеркнули только 2 предложения?
4) Подведение итогов самостоятельной работы.
- Дети, посмотрите, пожалуйста, на диаграмму. Вот так мы с вами справились с заданием.
5) Творческая работа.
- Запишите в тетради красивое предложение из нескольких слов со словом “игра”.
6) Взаимопроверка.
(Словесная оценка предложений обучаемыми).
5. Рефлексия.
- Какие задания показались наиболее трудными?
Дети. Трудно было выполнять второе задание.
Нам надо ещё поучиться составлять предложения.
- Да, ребята, диаграммы показали, что нам надо поработать над составлением предложений из слов.
6. Итог урока.
- Давайте вернёмся к началу урока.
- Какая тема нашего занятия?
Дети. Предложение.
- Что мы говорили о предложении?
(Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…)
Дети. Предложение может состоять из одного слова или нескольких слов.
- О чём же мы говорили на уроке?
Дети. О предложении.
- Ребята, вот и закончился наш урок. Спасибо всем за работу на уроке. Молодцы!
- А теперь встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Пусть у вас всегда будет хорошее настроение.