Конспект средней группы.
Тема: «Лёд»
Цель:
- познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом;
- развивать исследовательский интерес, знакомить детей со способами обследования объекта;
- развивать связную речь детей, внимание, зрительную и тактильную память;
- воспитывать трудолюбие,любознательность.
Словарная работа:
- закрепить значения слов: туман, роса.
Предварительная работа: заготовка кубиков льда (по кол-ву детей), формы для льда, небольшая ёмкость с водой, миска, поднос.
Ход:
Введение в тему.
-Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, в гости к Матушки – Водице.
У матушки – Водицы была большая семья: сыновья: Туман,Дождь,Снег,Лёд;дочери – Роса и Снежинка. У всех детей разные характеры,все они любили разные времена года (кто – то лето, кто весну и осень, а кто – то зиму).Ребята скажите, а какое сейчас время года?-правильно – Зима!
-Ребята,а давайте поближе познакомимся с детьми матушки-Водицы,с которыми мы встречаемся зимой. Как вы думаете кто это? (Лёд и Снег).
-Вот и мы сегодня в первую очередь познакомимся со льдом.
1.Практическая часть.
Зима – это суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору нужно быть сильным и крепким. Нужно тепло одеваться и пить витамины. Дети матушки-Водицы тоже сильные и крепкие.
Прежде,чем приступить к исследованиям,давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1.Не шуметь – этим мы мешаем другим.Аккуратно обращаться с посудой. Помните,что стекло может биться и им легко порезаться.
2.Слушать воспитателя
3.Внимательно следить за результатом опыта.
4.Закончив опыт убираем своё рабочее место.
Молодцы!Все правила вы помните.Ну,что приступим.
- Ребята ,посмотрите что у вас лежит на подносах? (Лёд).
-Давайте дотронемся до него рукой и скажем какой он? (холодный)
-Как вы узнали об этом?(Взяли в руки и рукам стало холодно).
- Сожмём его в руке. Какой лёд? (твёрдый,крепкий,гладкий)
- Давайте проверим.Возьмём молоточки и попробуем расколоть (раскалолся).
- Значит лёд какой? (хрупкий)
- А теперь,внимательно его рассмотрите,какого цвета лёд? (белого,а ещё он прозрачный).
-А как вы думаете,ребята,лёд тяжёлый?Давайте проверим,что тяжелее лёд или камень?
(берём одинаковые по величине лёд и камень).
- Давайте проверим,что же тяжелее? (камень упал в воду,лёд плавает на поверхности).
- Значит лёд какой?(лёд легче,чем камень).
-Мы рассматривали лёд,наши руки замёрзли,давайте их погреем.
Раз,два,три,четыре,пять – ( загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. – (идут по столу указат. и средн. пальчик)
Бабу снежную лепили. – («лепят» комочек двумя руками)
Птичек крошками кормили – («крошат» хлеь всеми пальчиками)
С горки мы потом скатились – (ведут указ. Пальцем по ладони)
А ещё в снегу валялись – (ладошки кладут на стол одной и другой стор.)
Все в снегу домой пришли – (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли – («едят ложкой» суп)
- Дети,посмотрите,пока мы с вами играли,что у нас появилось на подносах? (вода).
- А почему?Что стало со льдом в тепле? Он растаял и превратился в воду).
- Значит что такое лёд? (это застывшая вода)
- Если лёд в тепле превращается в воду,можно ли из воды получить лед и что надо для этого сделать?
2.Лёд в природе и в жизни человека.
-А сейчас ребята,давайте поговорим о том,зачем нужен лёд?
Лёд – это своеобразное одеяло. Под таким прочным одеялом подводным жителям не страшен никакой мороз.
Если бы не было льда на озерах,то всё живое замёрзло и погибло. А вот нам ребята надо осторожно обходиться со льдом.Давайте подумаем, почему?
- Лёд нельзя брать в рот! (заболеть можно).
- Льдом нельзя бросаться! (можно травмировать человека).
-Нельзя ходить по льду на реках! (лёд может таять и тогда можно провалиться в холодную воду).
- Аккуратно ходить по улицам,смотреть под ноги.Если видишь лёд - ступай осторожно,а лучше обойти! (Лёд гладкий,скользкий,можно подскользнуться и упасть).
- Нельзя ходить под свесами кровли,где висят большие сосульки (Сосульки могут упасть на человека и травмировать его).
3.Заключительная часть.
-Вы такие молодцы! Я хочу показать вам сюрприз,который приготовила для вас.Что это? (ледяная игрушка)
А вы догадались,как я её сделала? Вы хотите попробовать сами сделать свою ледяную игрушку?
Дети подходят к столу,берут формочки,заполняют их водой, и ставят на поднос.
- А для того, чтобы наши красивые льдинки замерзли,что надо сделать? (вынести на холод)
-На этом наше знакомство со льдом не заканчивается,мы с вами понаблюдаем на прогулке за нашими льдинками.
-Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня?
- Вы сегодня такие молодцы! Мне тоже было очень интересно узнать много нового про лёд.
- А я вам приготовила ещё сюрприз. (снежинки, на них надписи… самому умному,активному,быстрому,любознательному,сообразитель-
ному).