СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Путешествие капельки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки».

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Путешествие капельки».»

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки».

Цель: формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.

Задачи:

- закрепить знания детей о физических свойствах воды, ее значении в природе;

- познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», их отличиями друг от друга, объяснить, что одно и то же вещество может быть в трех разных состояниях.

- познакомить с процессом «круговорот воды» в природе;

- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;

- воспитывать наблюдательность, внимание.

Оборудование: стаканы с водой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка; иллюстрации с изображением воды в разных состояниях.

Организационный момент:

- Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте:

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь.

(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями). Предлагаю детям занять свои рабочие места.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем проводить исследования – опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно, что такое…(пароход).

И последняя загадка, объединяющая предыдущие.

Что в гору не вкатить, в решете не унести

И в руках не удержать? (вода)

Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы.

Итак, вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо на земле не обходится без воды.

- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? Ответы детей. – - Без пищи мы можем прожить 49 дней.

- А сколько мы можем прожить без воды? Ответы детей. – Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

- Где используется вода? Ответы детей.

- Воды на земле много -2/3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается ¾, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т.к. вся вода соленая, а пресной (не соленой), которую мы можем использовать – всего 2%. (рассматриваем глобус).

  • Какой вывод мы можем сделать? (воду надо беречь).

- Вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

  • Как вы думаете, в каких? Ответы детей.

  • В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды. (показываю схемы)

- Тема нашего занятия: «Путешествие капельки и ее волшебные превращения». Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.

  • Сейчас я расскажу вам сказку о путешествии капельки. (с показом на фланелеграфе).

«Жила – была Капелька. Как то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…

- В каком состоянии находится капелька сейчас? Ответы детей.

- Сейчас мы с вами определим какими свойствами обладает вода в жидком состоянии.

Опыт №1 «Определение цвета воды»

Предлагаю рассмотреть и сравнить стакан с молоком и стакан с водой.

Дети делают вывод, что вода бесцветная.

Опыт №2 «Определение вкуса воды»

Предлагаю попробывать, и сравнить молоко и воду.

Вывод – вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «Определение прозрачности воды»

Предлагаю опустить в стаканы с водой и молоко по одной горошине фасоли и посмотреть, в каком стакане видно фасоль, а в каком ее не заметно.

Вывод – вода прозрачная.

Опыт №4 «Определение запаха воды»

- Какой запах имеют цветы? Духи? ( приятный, цветочный). Предлагаю понюхать и сравнить запахи духов и воды.

Вывод – вода не имеет запаха.

Опыт №5 «Определение формы воды»

- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают).

- А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили? (вода растекается). Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

  • А мы совсем забыли про Капельку. Что же произошло дальше.

«… После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла – и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьица и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…»

- Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега? (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах и т.д.). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому что зимой есть снег и лед).

  • А в каком состоянии капелька находится сейчас? (в твердом). Правильно.

Сейчас мы определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Вода превращается в лед при температуре 0%С.

- Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, озеро).

Опыт№6 «Определение цвета снега и льда»

- Какого цвета снег? (белый). Какого цвета лед? (прозрачный).

Опыт №7 «Определение прозрачности снега и льда»

- Положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку, Сравните, где видно картинку, а где нет (под снегом не видно).

Вывод – лед – прозрачный, а снег – не прозрачный.

Опыт №8 «Определение формы снега и льда»

  • Имеет ли форму лед? (имеет, ту в каком сосуде или форме замерзает)

  • А снег? Посмотрите, я придаю ему разную форму (снег рыхлый, сыпучий).

Физкультминутка

- Сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее частички – молекулы, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным куском льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее частички берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и походим по группе змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отдельно друг от друга разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Опыт №9 «Воздействие температуры»

- Посмотрите на снег и лед, которые были в ваших тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли? (они растаяли). Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.

Вывод – снег и лед образуются из воды под воздействием низкой температуры, т.е мороза и превращаются в воду под воздействием тепла.

  • Что же происходит с капелькой?

«…Становилось все теплее, и вскоре замороженная лужа растаяла, и капелька снова смогла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнце припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако…»

  • В каком состоянии капелька находится сейчас? (в газообразном)

- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние мы понаблюдаем на опыте.

Опыт №10 «Переход воды в газообразное состояние»

- Я наберу воду в ложку и подержу ее над горящей свечой. Вода нагревается и закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случае он невидим.

  • «…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернуться на землю…»

- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю? Ответы детей. Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой.

Опыт №11 «Образование облаков»

В трехлитровую банку наливаю горячую воду. Закрываю крышкой, на крышку кладу кубики льда. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться, Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Так происходит круговорот воды в природе. (показываю схему).

Итог.

- Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии . Ответы детей.

- Где вода встречается в твердом, газообразном состоянии? Ответы детей.

Чтение стихотворения «Что мы знаем о воде» с показом иллюстраций.

- Ребята, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?

- Что интересного вы узнали сегодня на занятии?

- О чем вы сегодня расскажите своим родителям? Ответы детей.

- Спасибо, мне очень понравилось сегодня с вами работать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!