СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция- главный закон страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию в 8 классе на тему "Конституция- основной закон государства".Он способствует формированию активной гражданской позиции, развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе и парах. А также знакомству с  содержанием и структурой   Конституции.

Просмотр содержимого документа
«Конституция- главный закон страны»

«Конституция – основной закон государства»

Предмет: Обществознание

Класс: 8 класс

Место проведения: кабинет информатики МАОУ СОШ с. Новополеводино

Учитель: Коннова Н.Б.


Цели: познакомить обучающихся с главным законом страны – Конституцией, его содержанием и структурой; развивать коммуникативные навыки; умение работать в группе, воспитывать любовь к Родине, способствовать воспитанию законопослушных граждан

Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, тесты на листах А-4, плакаты с надписяит: «Конституция-основной закон нашей жизни».

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Настрой на урок.

  2. Мотивация. Звучит отрывок начала программы «Человек и закон». Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Как называется эта передача? Что такое закон? Какие бывают законы? Нужны ли они странам и гражданам? Можно ли обойтись без них? Главный закон страны называется КОНСТИТУЦИЯ. С чем же мы познакомимся сегодня на уроке? Давайте озвучим тему и поставим цели. Руслан, пожалуйста. Тема урока «Конституция-основной закон государства». Что же это такое? Какие разделы, главы, статьи она содержит? Все это мы узнаем сегодня на уроке. Цель урока: познакомиться с Конституцией, ее содержанием и структурой.

3.Актуализация знаний. Ребята, давайте вместе с Вами решим задачу. В начале  XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек» .

- Как вы думаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Свой ответ аргументируйте.

  1. - Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, Драконта, Солона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, Судебник Ивана 3 -1497 г., Соборное уложение, 1649). - Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?


  1. Изучение новой темы.

  • Конституция России -закон высшей юридической силы. 

3.1. КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров

Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

- основы государственного строя;

- организацию государственной власти;

- отношения гражданина и государства. Он состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей.

3.2.История принятия Конституций. Работа с текстом. Учащимся раздаются листочки всех Конституций (а их было 4) ,предлагается выписать  даты   всех Конституций нашего государства и заполнить таблицу. Проверка фронтально в презентации. Ученики сверяют свои ответы с правильными на экране мультимедийного проектора.

  • 3.3. Принятие  Конституции.

Деловая игра «Референдум». Учащиеся делятся на 5 групп. Работа в группах. У каждой группы своя глава Конституции. Учащиеся работают с ней, вносят изменения. А затем озвучивают. Ребята задают вопросы.

После этого каждый участник группы, получив листок-бюллетень голосует за или против Конституции. Подходят к парте, на которой стоит ящик для голосования и отдают свой голос, бросая бюллетень в ящик. Итак, мы с вами провели деловую игру. «Побывали на референдуме» и проголосовали.

Конституция была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Данила рассказывает как создавалась Конституция. Она разрабатывалась 42 месяца, было внесено 400 поправок. Конституцию РФ приняли на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, на который пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован и она вступила в силу с момента ее опубликования в Российской газете.


  • 4. Содержание Конституции. Ребята, а сейчас я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. Давайте посмотрим ее текст. Скажите, сколько в ней разделов, глав, статей? (137 статей).

Откройте статьи 1,7,14. Прочтите вслух. Каким государством является Россия? Кто источник власти? Что является ценностью государства? Составьте синквейн на тему «Россия», используя содержание этих статей. Чем эта Конституция отличается от всех остальных, которые действовали на территории СССР?

Найдите главу 4, статью 80. О чем в ней говорится?( О президенте) Продолжите предложения:

Президент РФ – это …

Президент РФ – это ….

Президент РФ – определяет …

Президент РФ – представляет

  • 4.1.Государственное устройство России. Учащимся дается на экране схема государственного устройства России. В схеме перепутаны названия органов власти. Учащимся предлагается составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127. ( Работа в парах)

  • 4.2. Права и обязанности человекаи гражданина.

Работа с документом по группам.

 (Прил. 4)

 Глава 2 Конституции РФ посвящена чему? Правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Я предлагаю вам сыграть в игру

« Юристы». На столе у вас на листах А-4 ситуации, которые могут произойти с каждым из нас в любой момент. Используя текст Конституции, докажите, что в этих историях нарушены права человека, опираясь на 2 главу Конституции.

  • 4.3. Федеративное устройство. Работа с картой.

Какая наша страна по административно-территориальному устройству? (Федеративная) Это в названии государства указано А какие еще бывают государства? (Унитарные, Конфедерации). А что такое федерация? Федерация – это союз, объединение, состоящее из земель, штатов, субъектов, республик.. Наша страна состоит из республик, областей, краев, автономных округов и автономной области. Давайте посмотрим и проверим, все ли ее субъекты  присутствуют на карте и сколько их?

Учащиеся находят статью 65  и обводят на карте те субъекты, которые там названы. Итак, 22 республики, 46 областей, 9 краев, 4 АО и 1 автономная область.

  1. Рефлексия. Какие ассоциации вызывает у Вас слово Конституция?

К –

О-

Н-

С-

Т-

И-

Т-

У-

Ц-

И-

Я-

Какое же значение для нас, ребята, имеет Конституция?

Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами   должны помнить не только о правах, но и об обязанностях по отношению к обществу и государству. Каждый должен стать человеком с активной гражданской позицией.


Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

Чтобы страна могучей державой была.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

Страна, которую должны мы прославлять,

Чтобы могла она развиваться, процветать!



  1. Итог урока. Оценки.

  2. Домашнее задание. Каждой группе выполнить задания по своей главе: 1 группа- 7 глава, 2 группа-6 глава, 3 группа- 5 глава,4 группа- 3 глава, 5группа- 2 глава. Ответить на вопросы.


  1. На этом наш урок окончен, благодарю за работу. Всего доброго! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!