Дети проявляют интерес к обучению грамоте.
Дети слушают друг друга, не перебивая.
Дети проявляют любознательность, творческую активность.
Дети проявляют компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез.
У детей продолжает развиваться артикуляционный аппарат.
У детей продолжает развиваться фонематический слух.
Дети проявляют навыки слогового чтения.
Дети проявляют навыки печатания.
Дети знакомы со звуком и буквой «Б», умеют обозначать звук цветом.
Дети умеют анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.
Дети умеют различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова.
Дети правильно произносят согласные звуки.
Словесные: беседа, художественное слово, объяснение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.
Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.
Редкий – частый. Начало – конец. Длинный – короткий.
Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.
Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.
-Молодцы ребята, вы на всё ответили верно. Если вы захотите в нее поиграть, то сможете взять мяч и поиграть самостоятельно.
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: - смотивировать детей на совместную образовательную деятельность. | Эмоциональное стимулирование, Беседа. | Воспитатель привлекает внимание детей. - Ребята, вы любите узнавать что-то новое? Ответы детей. - А как вы получаете новую информацию? Ответы детей. - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие для получения новых знаний. Вы согласны? Ответы детей. - Замечательно! Тогда закрывайте глаза, я скажу волшебные слова и мы отправимся в путешествие. Взмахом палочки волшебной я чудесный мир открою. Вместе мы перенесёмся к сказочным героям. | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание, слушают воспитателя, вступают в диалог. | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность. |
2.Основная часть. 2.1. Повторение пройденного материала Задачи: - продолжать развивать фонематический слух; - формировать у детей интерес к обучению грамоте. | Беседа, демонстрация, игра. | Дети стоят на ковре полукругом перед экраном. На экране изображение Мальвины. - Ребята, посмотрите, мы попали в гости к сказочным героям. Встречает нас Мальвина. Воспитатель говорит от лица Мальвины. - Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы попали к нам. Вы хотите со мной поиграть? Ответы детей. - Отлично! Слушайте правила игры. Я буду кидать вам мячик и говорить звук, а вам нужно а этот звук назвать слово. Вам понятны правила? Ответы детей. - Давайте приступать. Дети играют с Мальвиной. Воспитатель в случае необходимости помогает и корректирует детей. - Ребята, вы такие молодцы, назвали все слова. | Дети вступают в диалог, играют в игру. | У детей продолжает развиваться фонематический слух. Дети проявляют интерес к обучению грамоте. |
2.2 Сообщение новой темы Задачи: - развивать артикуляционный аппарат детей; - познакомить детей со звуком и буквой «Б». - продолжать развивать фонематический слух. | Демонстрация, беседа, упражнение. | На экране – Буратино. - Ой, ребята, посмотрите, кто нам встретился на пути? Ответы детей. - Да, ребята, это Буратино. Давайте с ним поздороваемся. Дети здороваются с Буратино. - Буратино, ты почему грустишь? Воспитатель говорит от лица Буратино. - Мне Мальвина подарила букву. А я не знаю что это за буква. Она мне ещё дала карточку со словами, в которых есть эта буква. - Буратино, прочитай нам эти слова, а мы внимательно послушаем их и узнаем, какой звук повторяется во все словах. Воспитатель говорит от лица Буратино. - Брошь, бревно, столб, барабан, облако. А ещё Мальвина сказала, что этот звук есть в моём имени Буратино. - Ребята, какой звук повторяется во всех словах? Ответы детей. - Верно, это звук «Б». Запомни Буратино этот звук. Предлагаю вам всем вместе его произнести. Дети произносят звук - Ребята, но для того, что бы нам поиграть с эти звуком, нужно размять язык и грубы. Возьмите зеркала и присаживайтесь напротив меня. Буратино ты тоже разминай язык и губы. Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, выполняя упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк». - Молодцы! | Дети вступают в диалог, выполняют артикуляционную гимнастику. | У детей продолжает развиваться артикуляционный аппарат. Дети знакомы со звуком и буквой «Б. У детей продолжает развиваться фонематический слух. |
2.3 Характеристика звука Задачи: - учить детей анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам; - закрепить правильное произношение согласных звуков; - закреплять умение обозначать звук цветом. | Беседа, упражнение, демонстрация | - Ребята, а как произносится звук «Б»? давайте вместе разберёмся. Жил да был Веселый язычок. Это он. Дети у вас есть язычки? Ответы детей. - Покажите. Ой, какие красивые у вас язычки. У нашего язычка был дом. Что это интересно за дом, как вы думаете? Ответы детей. - Чтобы веселый язычок не выбегал, его дом был закрыт. А чем закрыт дом? Ответы детей. - В его доме были две двери, одна дверь это губы, а вторая дверь это зубы. Покажите. Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Давайте все вместе закроем и откроем домик. Открыли домик, улыбнулись показали зубы, закрыли домик Дети выполняют упражнение. - Однажды захотелось Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Язычок высунулся, но не весь, только кончик. Показался язычок и спрятался. Через минуту непоседа выглянул снова. Увидел он как на улице дети поют песенку б-б-б-б. Спрятался он в домике и начал петь песенку которую услышал. Б-б-б-б. Давайте, попробуем вместе спеть песенку. Губки крепко прижимаем, Воздух сильно выдыхаем, Буд-то выстрел получаем. - БББ. - Ребята, каким цветом мы обозначим звук Б? Юля, ответь полным предложением. Ответы детей. - Верно, синим, а почему? Ответы детей. - Да ребята, потому что это согласный звук. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, произносят звук. | Дети умеют анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам. Дети умеют правильно произносить согласные звуки. Дети умеют обозначать звук цветом. |
2.4 Закрепление нового материала Задачи: - учить детей различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова; - воспитывать у детей желание слушать друг друга, не перебивая. | Беседа, упражнение, демонстрация. | - Ребята, Буратино зовёт поиграть в игру «Наоборот». Вы хотите узнать правила игры? Ответы детей. - Слушайте внимательно. Я берет палочку за синий конец, а вы за зеленый. Я буду называть твёрдый звук, а вам нужно назвать мягкий звук. Ребята, играть мы будем дружно и не будем ссориться. Предлагаю приступать. Дети играют вместе с воспитателем. - А сейчас поиграем в следующую игру. «Буратино купил барабан». Что я сейчас произнесла? Ответы детей. - Соня, сколько слов в предложении? Макар, не перебивай Соню, мы и тебя послушаем. Ответы детей. - В каких словах слышится звук «Б»? Ответы детей. - Ребята, а теперь, я предлагаю вам записать предложение схематично. Запись схемы предложения на доске, а дети выкладывают счетными палочками на столах. - Молодцы! И с этим заданием справились. | Дети выполняют упражнение. | Дети умеют различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова. Дети слушают друг друга, не перебивая. |
Физминутка Задача: - способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Показ, чтение художественного слова, поощрение. | - Ребята, а теперь, Буратино зовёт нас подвигаться. Вставайте со своих мест и повторяйте за мной. Перед нами луг широкий (руки в стороны) А над нами лес высокий (руки вверх) Слева сосны, справа ели, Головою зашумели (руки вверх, покачать ими) Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой) Побежали быстро в дом. - Молодцы, ребята! | Дети выполняют упражнения по образцу. Дети проявляют физическую активность. | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности. |
2.5 Знакомство с буквой Задачи: - развивать компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез; - воспитывать любознательность, творческую активность. | Беседа, демонстрация. | - Ребята, мы сегодня поработали со звуком «б». Проговаривали в слогах, находили место в словах. Звук «б» мы слышим, говорим. А изобразить его нам помогает буква. Посмотрите на неё Воспитатель показывает графическое изображение буквы. Был когда-то полукруг К палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, Сверху крышею накрылся. Посмотрите, из каких элементов состоит буква «Б»? Ответы детей. - Правильно буква «Б» состоит из двух линий и полукруга. Ребята, а на что похожа эта буква? Ответы детей. - Какие интересные у вас ответы молодцы! | Дети принимают участие в диалоге. | Дети проявляют компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез. Дети проявляют любознательность, творческую активность. |
2.6 Формирование навыков чтения и печатания Задачи: - совершенствовать у детей навыки слогового чтения; - совершенствовать у детей навыки печатания. | Беседа, упражнение, показ. | На экране изображение - Ребята, посмотрите, кто это? Ответы детей. - Верно, это Пьеро. Давайте, узнаем у него, что он для нас приготовил. Воспитатель говорит от лица игрушки. - Я знаю, что вы уже познакомились со звуком и буквой Б. Теперь я предлагаю вам прочитать слова со звуком Б и напечатать букву Б. - Ребята, посмотрите, у вас на слотах лежат карточки со словами, в которых есть звук Б. Предлагаю вам их прочитать. Ники прочитай слова на своей карточке. Ребёнок читает слова. - Молодец! Воспитатель так спрашивает каждого ребёнка. - Ребята, посмотрите, что ещё есть на ваших столах? Ответы детей. - Верно, это прописи и ручки. Предлагаю вам напечатать букву Б в них. Вы согласны? Ответы детей. - Отлично, приступайте Дети печатают букву. - Молодцы, ребята. | Дети читают и печатают букву. | Дети проявляют навыки слогового чтения. Дети проявляют навыки печатания. |
3.Подведение итогов ОД. Задача: - формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа, поощрение. | - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза. Взмахом палочки волшебной мир чудесный закрывается, и герои сказок с нами попрощаются. - Ребята, вот мы и в детском саду. Где мы сегодня были? Ответы детей. - Что вам запомнилось больше всего? Ответы детей. - Какие трудности у вас были? Ответы детей. - Как вы с ними справились? Ответы детей. - Отлично! Вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями. | Дети отвечают на вопросы, слушают друг друга, выражают собственные чувства и мысли. | Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. |
4.Открытость. Задача: - сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа. | - Ребята, сказочные герои дарят нам вот такие раскраски с предметами на звук «Б», я положу их на вот эту полочку, и когда у вас будет свободное время, вы можете их взять и раскрашивать. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |