СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Б"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Б"»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности

ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Аристархова Наталья Андреевна

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 22.02.2022

ДОО: № 9

Группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Методист: Сульженко Наталья Вячеславовна

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Тема: «Звук Б»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: развитие речи.

Форма НОД: игра-занятие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к обучению грамоте.

  • Дети слушают друг друга, не перебивая.

  • Дети проявляют любознательность, творческую активность.

  • Дети проявляют компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез.

  • У детей продолжает развиваться артикуляционный аппарат.

  • У детей продолжает развиваться фонематический слух.

  • Дети проявляют навыки слогового чтения.

  • Дети проявляют навыки печатания.

  • Дети знакомы со звуком и буквой «Б», умеют обозначать звук цветом.

  • Дети умеют анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

  • Дети умеют различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова.

  • Дети правильно произносят согласные звуки.


Цель: закрепление знаний умений и навыков детей 6-7 лет по разделу «Обучение грамоте» в процессе ознакомления со звуком «Б».


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • формировать у детей интерес к обучению грамоте;

  • воспитывать у детей желание слушать друг друга, не перебивая;

  • воспитывать любознательность, творческую активность.

Развивающие:

  • развивать компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез;

  • развивать артикуляционный аппарат детей;

  • продолжать развивать фонематический слух.

Обучающие:

  • познакомить детей со звуком и буквой «Б», закреплять умение обозначать звук цветом;

  • учить детей анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;

  • учить детей различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова;

  • учить детей произносить звук «Б»;

  • совершенствовать у детей навыки слогового чтения;

  • совершенствовать у детей навыки печатания;

  • закрепить правильное произношение согласных звуков.

Юля – совершенствовать умение отвечать полным предложением.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

  3. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада/Под ред. В.В. Гербовой.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики.

Методы воспитания и обучения

Методы воспитания: поощрение, беседа, чтение художественного слова.

Методы: обучения:

Словесные: беседа, художественное слово, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: игра, упражнение.

Оборудование: карточки со словами, изображение буквы, прописи, палка, мяч.

Предварительная работа

Игра: «Скажи наоборот».

Цель: продолжать работу по обогащению словаря

Ход:

-Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.

Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.

Редкий – частый. Начало – конец. Длинный – короткий.

Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель организует игру.

-Молодцы ребята, вы на всё ответили верно. Если вы захотите в нее поиграть, то сможете взять мяч и поиграть самостоятельно.

Индивидуальная работа: чтение слов.

Задачи: совершенствовать у ребёнка навыки слогового чтения.

Ход: Юля, посмотри, мне Пьеро отправил ещё одну карточку со словами, в которых есть звук Б. Я предлагаю тебе их прочитать. Ты согласна? Ответ ребёнка. Замечательно! Тогда давай приступим. Прочитай первое слово. Ребёнок читает слово. Где в этом слове стоит звук Б, вначале, в середине или в конце? Ответ ребёнка. Хорошо. Таким образом ребёнок читает все слова. Воспитатель в случае необходимости направляет и корректирует. Молодец, Юля, ты все слова правильно прочитала.


Ход образовательной деятельности

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

- смотивировать детей на совместную образовательную деятельность.

Эмоциональное стимулирование,

Беседа.

Воспитатель привлекает внимание детей.

- Ребята, вы любите узнавать что-то новое?

Ответы детей.

- А как вы получаете новую информацию?

Ответы детей.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие для получения новых знаний. Вы согласны?

Ответы детей.

- Замечательно! Тогда закрывайте глаза, я скажу волшебные слова и мы отправимся в путешествие. Взмахом палочки волшебной я чудесный мир открою. Вместе мы перенесёмся к сказочным героям.

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание,
слушают воспитателя, вступают в диалог.

Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность.

2.Основная часть.

2.1. Повторение пройденного материала

Задачи:

- продолжать развивать фонематический слух;

- формировать у детей интерес к обучению грамоте.

Беседа, демонстрация, игра.

Дети стоят на ковре полукругом перед экраном. На экране изображение Мальвины.

- Ребята, посмотрите, мы попали в гости к сказочным героям. Встречает нас Мальвина.

Воспитатель говорит от лица Мальвины.

- Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы попали к нам. Вы хотите со мной поиграть?

Ответы детей.

- Отлично! Слушайте правила игры. Я буду кидать вам мячик и говорить звук, а вам нужно а этот звук назвать слово. Вам понятны правила?

Ответы детей.

- Давайте приступать.

Дети играют с Мальвиной. Воспитатель в случае необходимости помогает и корректирует детей.

- Ребята, вы такие молодцы, назвали все слова.

Дети вступают в диалог, играют в игру.

У детей продолжает развиваться фонематический слух.

Дети проявляют интерес к обучению грамоте.

2.2 Сообщение новой темы

Задачи:

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- познакомить детей со звуком и буквой «Б».

- продолжать развивать фонематический слух.

Демонстрация, беседа, упражнение.

На экране – Буратино.

- Ой, ребята, посмотрите, кто нам встретился на пути?

Ответы детей.

- Да, ребята, это Буратино. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с Буратино.

- Буратино, ты почему грустишь?

Воспитатель говорит от лица Буратино.

- Мне Мальвина подарила букву. А я не знаю что это за буква. Она мне ещё дала карточку со словами, в которых есть эта буква.

- Буратино, прочитай нам эти слова, а мы внимательно послушаем их и узнаем, какой звук повторяется во все словах.

Воспитатель говорит от лица Буратино.

- Брошь, бревно, столб, барабан, облако. А ещё Мальвина сказала, что этот звук есть в моём имени Буратино.

- Ребята, какой звук повторяется во всех словах?

Ответы детей.

- Верно, это звук «Б». Запомни Буратино этот звук. Предлагаю вам всем вместе его произнести.

Дети произносят звук

- Ребята, но для того, что бы нам поиграть с эти звуком, нужно размять язык и грубы. Возьмите зеркала и присаживайтесь напротив меня. Буратино ты тоже разминай язык и губы.

Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, выполняя упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

- Молодцы!

Дети вступают в диалог, выполняют артикуляционную гимнастику.

У детей продолжает развиваться артикуляционный аппарат.

Дети знакомы со звуком и буквой «Б.

У детей продолжает развиваться фонематический слух.


2.3 Характеристика звука

Задачи:

- учить детей анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;

- закрепить правильное произношение согласных звуков;

- закреплять умение обозначать звук цветом.


Беседа, упражнение, демонстрация

- Ребята, а как произносится звук «Б»? давайте вместе разберёмся. Жил да был Веселый язычок. Это он. Дети у вас есть язычки?

Ответы детей.

- Покажите. Ой, какие красивые у вас язычки. У нашего язычка был дом. Что это интересно за дом, как вы думаете?

Ответы детей.

- Чтобы веселый язычок не выбегал, его дом был закрыт. А чем закрыт дом?

Ответы детей.

- В его доме были две двери, одна дверь это губы, а вторая дверь это зубы. Покажите. Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Давайте все вместе закроем и откроем домик. Открыли домик, улыбнулись показали зубы, закрыли домик

Дети выполняют упражнение.

- Однажды захотелось Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Язычок высунулся, но не весь, только кончик. Показался язычок и спрятался. Через минуту непоседа выглянул снова. Увидел он как на улице дети поют песенку б-б-б-б.

Спрятался он в домике и начал петь песенку которую услышал.

Б-б-б-б. Давайте, попробуем вместе спеть песенку.

Губки крепко прижимаем,

Воздух сильно выдыхаем,

Буд-то выстрел получаем.

- БББ.

- Ребята, каким цветом мы обозначим звук Б? Юля, ответь полным предложением.

Ответы детей.

- Верно, синим, а почему?

Ответы детей.

- Да ребята, потому что это согласный звук.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, произносят звук.

Дети умеют анализировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети умеют правильно произносить согласные звуки.

Дети умеют обозначать звук цветом.

2.4 Закрепление нового материала

Задачи:

- учить детей различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова;

- воспитывать у детей желание слушать друг друга, не перебивая.


Беседа, упражнение, демонстрация.

- Ребята, Буратино зовёт поиграть в игру «Наоборот». Вы хотите узнать правила игры?

Ответы детей.

- Слушайте внимательно. Я берет палочку за синий конец, а вы за зеленый. Я буду называть твёрдый звук, а вам нужно назвать мягкий звук. Ребята, играть мы будем дружно и не будем ссориться. Предлагаю приступать.

Дети играют вместе с воспитателем.

- А сейчас поиграем в следующую игру. «Буратино купил барабан». Что я сейчас произнесла?

Ответы детей.

- Соня, сколько слов в предложении? Макар, не перебивай Соню, мы и тебя послушаем.

Ответы детей.

- В каких словах слышится звук «Б»?

Ответы детей.

- Ребята, а теперь, я предлагаю вам записать предложение схематично.

Запись схемы предложения на доске, а дети выкладывают счетными палочками на столах.

- Молодцы! И с этим заданием справились.

Дети выполняют упражнение.

Дети умеют различать согласный звук по твёрдости-мягкости, выполнять звуковой анализ слова.

Дети слушают друг друга, не перебивая.

Физминутка

Задача:

- способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Показ, чтение художественного слова, поощрение.

- Ребята, а теперь, Буратино зовёт нас подвигаться. Вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

Перед нами луг широкий (руки в стороны)

А над нами лес высокий (руки вверх)

Слева сосны, справа ели,

Головою зашумели (руки вверх, покачать ими)

Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой)

Побежали быстро в дом.

- Молодцы, ребята!

Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности.

2.5 Знакомство с буквой

Задачи:

- развивать компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез;

- воспитывать любознательность, творческую активность.

Беседа, демонстрация.

- Ребята, мы сегодня поработали со звуком «б». Проговаривали в слогах, находили место в словах. Звук «б» мы слышим, говорим. А изобразить его нам помогает буква. Посмотрите на неё

Воспитатель показывает графическое изображение буквы.

Был когда-то полукруг

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

Посмотрите, из каких элементов состоит буква «Б»?

Ответы детей.

- Правильно буква «Б» состоит из двух линий и полукруга. Ребята, а на что похожа эта буква?

Ответы детей.

- Какие интересные у вас ответы молодцы!

Дети принимают участие в диалоге.

Дети проявляют компоненты мышления: анализ, сравнение, синтез.

Дети проявляют любознательность, творческую активность.

2.6 Формирование навыков чтения и печатания

Задачи:

- совершенствовать у детей навыки слогового чтения;

- совершенствовать у детей навыки печатания.

Беседа, упражнение, показ.

На экране изображение

- Ребята, посмотрите, кто это?

Ответы детей.

- Верно, это Пьеро. Давайте, узнаем у него, что он для нас приготовил.

Воспитатель говорит от лица игрушки.

- Я знаю, что вы уже познакомились со звуком и буквой Б. Теперь я предлагаю вам прочитать слова со звуком Б и напечатать букву Б.

- Ребята, посмотрите, у вас на слотах лежат карточки со словами, в которых есть звук Б. Предлагаю вам их прочитать. Ники прочитай слова на своей карточке.

Ребёнок читает слова.

- Молодец!

Воспитатель так спрашивает каждого ребёнка.

- Ребята, посмотрите, что ещё есть на ваших столах?

Ответы детей.

- Верно, это прописи и ручки. Предлагаю вам напечатать букву Б в них. Вы согласны?

Ответы детей.

- Отлично, приступайте

Дети печатают букву.

- Молодцы, ребята.

Дети читают и печатают букву.

Дети проявляют навыки слогового чтения.

Дети проявляют навыки печатания.


3.Подведение итогов ОД.

Задача:

- формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа, поощрение.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза. Взмахом палочки волшебной мир чудесный закрывается, и герои сказок с нами попрощаются.

- Ребята, вот мы и в детском саду. Где мы сегодня были?

Ответы детей.

- Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей.

- Какие трудности у вас были?

Ответы детей.

- Как вы с ними справились?

Ответы детей.

- Отлично! Вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Дети отвечают на вопросы, слушают друг друга, выражают собственные чувства и мысли.

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

4.Открытость.

Задача:

- сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


Беседа.

- Ребята, сказочные герои дарят нам вот такие раскраски с предметами на звук «Б», я положу их на вот эту полочку, и когда у вас будет свободное время, вы можете их взять и раскрашивать.


Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

8