Мотивационно – целевой этап. Формулирование проблемы | 10 минут | Определить цель, проблему урока. Выдвигать версии Планировать деятельность | | Приветствие. Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. Историю какого государства Вы завершили изучать? Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока?
1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение, Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения) Контрольно – оценочная деятельность. - Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём? П о с л е обсуждения: Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока
Итак Древнее Двуречье возникло около 5 тыс. лет назад. В то же время как и Египет. | Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии. Примерные ответы: Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию. Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.
Отвечают - Двуречье История Двуречья
Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик Один ученик выполняет работу на доске Расположено в … Занятия жителей
ГОС-ВО Письменность Религия Природа Предлагают версии проблемы | | |
Открытие нового знания. Осмысление | 20 минут | . Поиск информации для достижения поставленной цели урока. | | Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Итак для того чтобы выполнить цель мы разделимся на 4 группы: Первая группа составляет рассказ на тему «Страна двух рек». Необходимо рассказать о географическом положение и природных условий. Вторая группа составляет рассказ на тему «Занятие жителей Двуречья». Вам нужно ответить на главный вопрос. Почему города шумер были построены из глиняных кирпичей. Третья группа составляет рассказ на тему «Религия древних шумер». Для чего строили высокие башни. Четвертая группа составляет рассказ на тему «Письмена на глиняных табличках». Что такое клинопись? Группы работают в течение 10 минут. Помогает при ответе.
| Высказывают предположения, что скорее всего из-за того, что возникло между рек. Разделяются на группы. Работают в группах. Составляют рассказ. Пользуют дополнительные средства. Примерный ответ первой группы: Группы работают в течение 8 минут Каждая группа выступает по 3 минутке . Выходит к доске. Работает с картой. Двуречье находится в западной Азии. Она лежит между двумя реками – Евфратом и Тигром. Отсюда название Двуречье. На севере и на востоке Двуречье возвышенности (Загроз) . На юге шумел персидский залив. На западе были аравийские пустыни. Природа была удивительной. Почвы были плодородными. Реки дарили процветания этой теплой стране. Но разливались сильно. Климат был жарким. Примерный ответ второй группы. Древним народом, создавшим первые государства Двуречья, были шумеры. По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, длинные носы, отсуствие бороды. Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы. Благодаря этому страна стала плодородной. Труднее обстояло дело с сырьем. Необходимым для строительства. Дерево доставлялось с большим трудом. Дома приходилось строить из тростника. Потом обмазывали глиной. Из глины древние шумеры делали все. Посуду, игрушки. Даже орудия труда. С развитием ремесел появляются два групных города Ур и Урук. Строили храмы и дворцы. Ответ третьей группы : Древние шумеры строили ступенчатые башни, которые поднималась в сторону неба. Так выглядел храм бога – покровителя города. В одном городе это был бог солнца Шамаш. В другом бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа. Что давала влагу. Богиня плодородия и любви Иштар. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни. Составляли календарь. Предсказывали судьбу. Древние жрецы занимались математикой. Ответ четвертой группы: На холмах Двуречья среди обломков посуды находят останки глиняных табличек. Которые были покрыты знаками. Знаки вдавливались в табличку. Отсюда появления особого письма – клинопись. Древнее письмо было рисуночным. Часто один рисунок имел много значений. Это вызывала затруднения. Чтение текстов иной раз превращалась в разгадывания ребусов. Только опытный мог написать без ошибок. Грамотность была привилегией. Не все могли учиться. В Двуречье было много школ. В них учили детей жрецов, чиновников и других высокопоставленных лиц. Вывод ?????? | | |
Закрепление Рефлексия Домашнее задание | 4 минут. 5 мин. 1 мин. | Закрепление | | Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку.) Вопросы: 1.Междуречие иначе называется Двуречье. (Да) 2.Двери у бедняков были деревянные. (Нет.) 3.Ур и Урук это название рек. (Нет.) 4.Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да) 5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да.) 6.Религия жителей Двуречья - языческая. (Да.) 7.Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.) 8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Оценка деятельности на уроке Учитель раздает карточки Оценка деятельности в группе. Выставление оценок.
Сделать глиняные таблички | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
| Топают и хлопают.
Отвечают на вопросы
| | |