Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Свердловской области
Кондратьева Н.С.
Перминова С.И.
Название этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационно-мотивационный | 1 мин. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (4 слайд) | Демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: контролируют свои действия |
Речевая разминка | 2 мин. | Развиваем скорость чтения 1.Надо, надо умывать____ По ут____ и вече____. 2.Я сего____ сби___ с ног – У меня про____ ще____. 3.Два часа его зва____ Два ча___ его жда___. (5 слайд) | Выполняют речевую разминку | |
Постановка темы и цели урока | 4 мин. | - На доске написаны слова. Зачеркните букву «у», составьте из оставшихся букв фамилию, имя, отчество и название произведения, которое мы сегодня будем изучать. Нуиукуоулуауйу Ниукууоулуауеувуиучу Нуосуов « Жуиувуауяуушуулуяупуау» - Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа». Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! - Что такое шляпа? (головной убор) - Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные) - Давайте подумаем, верите ли вы, что бывают живые шляпы? - Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова. |
Тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа» головной убор; большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д. | Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы Коммуникативные: строить связное высказывание |
Актуализация и пробное учебное действие. | 5 мин. | - Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать, глядя на его портрет? Как вам кажется, каким он был писателем? Был он хорошим человеком или наоборот? - Носов был замкнутым, необщительным, удивительно деликатным и не уверенным в себе человеком. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: « В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем - Теперь, ребята, мы посмотрим видеозапись (3мин.) о творчестве и биографии Николая Носова. Работая в парах во время прослушивания и просмотра, вы должны заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах (приложение 1).(7 слайд) - Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. | Делают психологические выводы | |
Первичное восприятие текста | 5 мин. | - Ребята, закройте глазки и послушайте аудиозапись (3мин.) рассказа Н.Носова «Живая шляпа». - Откройте глазки. - Понравился ли вам рассказ? - Какие чувства он у вас вызвал? - Кто главные герои рассказа и как их зовут?
| Слушают аудиозапись рассказа, отвечают на вопросы Вовка и Вадик | Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя. Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив. |
Физкультминутка | 1 мин. | Проводит физминутку: К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? (8 слайд) | Повторяют за учителем | |
Вторичное восприятие | 7 мин. | - Откройте учебники на странице 54 и прочитайте рассказ самостоятельно. - Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? - Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко? - Как менялось настроение мальчиков? - Как автор относится к героям? - Что Васька делал в начале рассказа? - Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? - Кто попал картошкой в шляпу? -Как бы вы поступили на месте мальчиков? В тексте встретились слова, давайте уточним их значение. Попытайтесь сами объяснить эти слова. Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть - ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Швырять – бросать с силой. Фыркать – с шумом выпускать воздух. (9 слайд) | Читают рассказ в учебнике Пытаются дать определение понятиям | |
Анализ рассказа | 10 мин. | - Как раскрылась тайна живой шляпы? - Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську? - Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу? - Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок? - Останутся котёнок и Вадик друзьями? - Как мальчики относятся к котёнку? - Как автор относится к героям? - Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок на протяжении всего рассказа? - Как выдумаете, почему рассказ называется «Живая шляпа» - Какие средства выразительности употребляет автор в рассказе? - Найдите и прочитайте предложения со знаками препинаниями, высоким и низким тембром, медленно и быстро. - Найдите слова, из которых видно, что мальчики очень напуганы? -Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое» состояние мальчиков? - Сейчас мы поделимся на 3 подгруппы, и вы будете выполнять следующую работу. У вас на столах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Прочитав авторские слова, вы должны дописать какое чувство испытывали герои (10 слайд) приложение 2 Давайте сверим, что получилось у меня, а что у вас. | Отвечают на вопросы учителя по рассказу жи-жи-живая, шля-шля-шляпа, у-у-хо-хожу, бо -боюсь Ага! Эй ты, шляпа! | |
Закрепление полученных знаний | 7 мин. | 1. Составление картинного плана. - Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе. - Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку. (приложение 3) 2. Подбор заголовков к иллюстрациям: Вовка и Вадик сидели дома. Шляпа живая? Мальчики трясутся от страха. Вовка и Вадик пошли в атаку. Это же наш котенок Васька! (приложение 4) 3. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу: «Семь раз отмерь - один раз отрежь» «У страха глаза велики» «Волков бояться - в лес не ходить» (11 слайд) С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию. - Что нужно делать, чтобы ничего не бояться? | Расставляют сюжетные картинки Надо преодолевать страх | |
Итог урока. Рефлексия. | 2 мин. | - Продолжите предложение (12 слайд): Я сегодня познакомился (-лась) с рассказом… Я узнал (-а), что … Я справился (-лась) со всеми … Я не понял (-а) … Я хочу похвалить… - У вас на столах фигурки мальчика или девочки, оцените свою деятельность на уроке, поставив себя на нужную ступеньку (13 слайд) (приложение 5) | Оценивают свою деятельность на уроке | Личностные: допускать существование других точек зрения |
Домашнее задание на выбор | 1 мин. | - А как вы поступили бы, увидев, что шляпа шевелиться? Домашнее задание: составить рассказ «Живая шляпа» от своего имени или приготовить пересказ пройденного на уроке произведения (14 слайд) Спасибо за урок! Вы молодцы! | Слушают домашнее задание | |
Чувства мальчиков | Авторские слова |
| А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. |
| Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван. |
| -Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. |
| Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал |
Чувства мальчиков | Авторские слова |
| А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. |
| Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван. |
| -Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. |
| Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал |
Чувства мальчиков | Авторские слова |
| А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. |
| Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван. |
| -Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. |
| Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал |
Вовка и Вадик сидели дома.
Мальчики трясутся от страха.
Вовка и Вадик пошли в атаку.