1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
4. Математика, учебник для общеобразовательных организаций, 1 класс 1 часть / М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2015. – 49 с.: ил. – (Школа России).
1. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. (7 мин.)
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. 15 мин.)
4. Физминутка (3 мин.)
5. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (7 мин.)
6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). (3 мин.)
Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат (УУД) |
Мотивация к учебной деятельности. Задача: организовать проверку рабочих мест, смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. Коррекционно -воспитательная: воспитывать интерес к теме урока, любознательность; Коррекционно -Развивающая: развивать сформированность регулятивных УУД: волевую саморегуляцию. | Методы развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию); Методы формирования социального опыта: (педагогическое требование); | - Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Олеговна, и сегодня урок математики проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте должна лежать: рабочая тетрадь и пенал. - Те, у кого есть все необходимые принадлежности, может присаживаться на свое место. - Ребята, представляете, сегодня утром, когда я собиралась к вам – у меня в почтовом ящике лежало письмо. На конверте написано, что оно, для ребят 1 «Д» класса. Интересно вам знать, что в нем находится? - Давайте прочитаем его. «Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка! И я прошу у вас помощи. Дело в том, что я так же, как и вы учусь в первом классе, но совсем не умею считать и плохо решаю математические задачи. Наш ученый Знайка собирается устроить нам контрольную работу на проверку наших знаний. А вы очень умные ребята, которые хорошо разбираются в математике и любят помогать другим. Поможете мне научиться решать примеры и математические задачи?» - Ребята, поможем Незнайке? - Давайте попробуем собрать тему нашего урока из предложенных слов на слайде. - Верно, тема нашего урока: Сложение и вычитание числа три - Здорово. Ребята, Незнайка выслал нам станции, которые нам нужно будет пройти вместе с вами и помочь ему научиться решать примеры и математические задачи! - Давайте прочитаем их. - Станция «Сравнение» - Станция «Решение» - Станция «Задачи» - Станция «Самостоятельная» - Как вы думаете, что нам сегодня на уроке необходимо будет сделать? - Верно, проходя все станции, закрепить знания о сложении и вычитании, и помочь Незнайке решать примеры и математические задачи! | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют интерес к теме урока, любознательность; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка цели и темы урока. Задача: совместно с обучающимися сформулировать тему и цель урока, актуализировать знания по данной теме. Коррекционно – развивающая: Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательных УУД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия; Предметный: обучающиеся актуализируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, решений простых задач. | Методы закрепления и повторения изученного материала: (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе: (поощрение); | - И прежде чем мы с вами приступим к работе, предлагаю выполнить кинезиологическое упражнение, которые поможет вам настроиться на сегодняшнюю работу, сконцентрировать внимание и снять излишнее напряжение. Давайте встанем все со своих мест. - Упражнение называется: «Кулак – ребро – ладонь» - Выполняем упражнение все вместе, затем каждый в своем темпе - Молодцы! Присаживайтесь на свои места. - Ребята, как называется наша первая станция? (Станция «Сравнение») - Как вы думаете, что мы с вами на ней будем делать? - Верно. Сравнивать числа между собой. - Какие знаки сравнения вы знаете? - У каждого из вас на парте лежит карточка, пододвиньте ее к себе. На ней представлены числа, которые вам необходимо сравнить между собой. Давайте покажем Незнайке, как вы умеете это делать. 5 и 3 10 и 9 2 и 6 8 и 3 1 и 1 3 и 7 - Те, кто готов, ручку на локоток, глазки на меня. - Давайте будем проверять, что у вас получилось! 53 109 26 83 1=1 3 Ребята, вы большие молодцы! Справились с первой станцией и показали Незнайке, как правильно сравнивать числа! Давайте отменим ее галочкой. И мы с вами отправляемся на следующую станцию! (Варвара), прочитай, как она называется? (Решение) Сейчас мы с вами научим Незнайку решать примеры! На слайде представлены примеры, которые вы сейчас сможете устно решить. Будем решать их по цепочке. Решаем все вместе, ответ говорит только один ученик. 3+5 7+3 9-3 10-3 7+2 4+4 9-7 10-3 - Молодцы! Сейчас решаем дополнительные примеры все вместе! Кто быстрее и правильнее всех решит. Ответ принимается только по поднятой руке! 10-3+1 7+2-8 6-3+3 - Молодцы ребята! Незнайка, смотря на вас восхищается вами и запоминает то, как вы решаете примеры! - Получилось у нас с вами пройти станцию «Решения»? - Верно. Давайте отметим ее галочкой и перейдем к следующей, уже более сложной станции! | Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательных УУД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия; Предметный: обучающиеся актуализируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, решений простых задач. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. Задача: усвоение обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в нестандартных ситуациях. Коррекционно – развивающая: Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера; Предметные: обучающиеся актуализируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, решений простых задач. | Методы формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха, поощрение и порицание); Методы получения новых знаний: (беседа, объяснение, демонстрация); Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием); | Как она называется? (Станция «Задачи») - Внимание на слайд. Давайте прочитаем условие задачи. На столе лежит 6 апельсинов, а бананов на 3 больше. Сколько бананов лежит на столе? - Ребята, о чем эта задача? (о фруктах) - О каких фруктах говорится в задаче? (об апельсинах и бананах) - Известно ли нам количество фруктов? (да, но не всех) - Количество каких фруктов нам известно? (апельсинов) - Сколько их? (6) - А что нам известно о бананах? (что их на 3 больше) - Обратив внимание на схему на доске (у учителя она есть), когда у нас «на сколько-то больше…» - это нам указывает на какое действие? (сложение) - Верно, значит, что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать количество бананов? - Сложить их с количеством апельсинов, верно. Давайте составим краткую запись задачи. - Для этого открываем свои рабочие тетради. Отступаем 3 клетки вниз от предыдущей работы и по середине записываем дату – сегодня 13 октября. - От даты отступаем клетку вниз и от начала рабочей строки с левой стороны записываем краткую запись все вместе. А. – 6 (ф.) Б. - ? на 3 (ф.) б. чем а. - Значит какое действие нам необходимо с вами сделать? (сложить) - Какой пример у нас получится? 1) 6 + 3 = 10 (б) - Записываем ответ. Ответ: 10 бананов. - Молодцы ребята! Справились с первой задачей. И переходим ко второй задаче, внимательно читаем ее условия. На полу стоит 9 коробок, а подставок на 6 меньше. Сколько подставок стоит на полу? - О чем эта задача? (о коробках и подставках) - Как можно назвать это один словом? (предметы) - Что нам в задаче уже известно? (количество коробок) - Сколько коробок стоит на полу? (9) - Количество чего нам неизвестно? (подставок) - Что нам про них известно? (что их на 6 меньше) - Какое действие указывает нам на то, что «на сколько-то меньше..»? - Верно, вычитание. - Что в задаче нам необходимо найти? (сколько подставок стоит на полу) - Давайте запишем краткую запись этой задачи. К. – 9 (ш.) П. - ? на 6 м. чем к. -Значит какое действие нам необходимо сделать? (вычитание) - Что из чего мы будем вычитать? (количество коробок из количества подставок) 1) 9 – 6 = 3 (п) Ответ: 3 подставки - Ребята, вы большие молодцы! Незнайка внимательно наблюдает за вами и учится решать задачи! - Получилось ли у нас с вами пройти станцию «Задачи»?- Давайте отметим ее галочкой. | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера; Предметные: обучающиеся актуализируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, решений простых задач. |
Физминутка. Задача: снятие у обучающихся мышечного и эмоционального напряжения. Коррекционно -развивающая: развивать сформированность регулятивных УУД: способность к волевой саморегуляцию; познавательных УУД: умения осуществлять синтез как составление целого из частей; | Методы формирования социального опыта: (поручение, пример); Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе: (поощрение); | - Мы с вами хорошо поработали, предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я буду показывать вам движения – ваша задача повторять их за мной. Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись к соседу парты и улыбку подари. А сейчас за парту снова, ты тихонечко садись. | Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; |
5. Организация контроля и самоконтроля. Задача: выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий. Коррекционно -развивающая: Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; Предметные: обучающиеся актуализируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, решений простых задач. | Методы формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта: (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала: (беседа, повторение); | - Ребята, какая станция у нас с вами осталась? («Самостоятельная») - И сейчас я предлагаю вам показать Незнайке пример, как вы хорошо умеете самостоятельно решать подобные задачи! - На этой станции у каждого из вас есть выбор, только делая его – обязательно подумаете, с каким заданием вы действительно справитесь и сможете выполнить! - Задание 1 – Необходимо решить примеры. 5 + 4 – 1 9 – 4 + 5 8 + 2 – 5 7 – 6 + 7 6 + 3 – 3 5 – 1 + 6 10 + 0 - 10 - Задание 2 – Необходимо решить задачу. На столе лежит 7 конфет, а пирожных на 4 меньше. Сколько пирожных лежит на столе? - Поднимите руку те, кто выбирает задание 1? (выдаю карточки с примерами) - Остальные ребята выбирают вариант 2 (выдаю карточки с задачей) - На выполнение этого задания у вас есть 5 минут. Если возникают трудности – вы поможете поднять руку, я к вам подойду. - Время вышло. Давайте будем проверять. Сейчас все, кто выбрал 1 задание – по цепочки друг за другом читаем ответы, которые у вас получились. (8,10,5,8,6,10,0) - У кого все получилось верно, поднимите руку. - У кого получилась одна ошибка? - У кого получилось 2 ошибки? - У кого получилось больше трех ошибок? - Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием. - Давайте проверим как ребята, которые выбрали второе задание решили задачу. - Кто прочитает нам краткую запись задачи? К. – 7 ШТ. П. - ? на 4 м. чем к. 1) 7 – 4 = 3 п. Ответ: 3 пирожных. - Поднимите руку те, кто правильно решил задачу. - Молодцы ребята! Незнайка впечатлен тем, как хорошо вы умеете решать и примеры, и задачи. В течении сегодняшнего урока он наблюдал и внимательно слушал вас. Он кое-что хочет вам сказать. На слайде: «Ребята, вы не только отзывчивые, но и очень умные ребята! Благодаря вам, сегодня я научился складывать и вычитать примеры в которых чаще всего встречается число три, а также научился решать задачи! Спасибо вам большое! Теперь я точно уверен в том, что контрольную работу по математике я напишу на 5!» - Ребята, давайте попрощаемся с Незнайкой и пожелаем ему удачи в учебе! - Вы большие молодцы! | Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; Предметные: обучающиеся актуализируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, решений простых задач. |
Рефлексия Задача: подведение итогов деятельности на уроке. Коррекционно -воспитательная: воспитывать способность к оценке своей учебной деятельности; Коррекционно -развивающая: развивать сформированность коммуникативных УУД: использовать речь для регуляции своего действия; регулятивных УУД: осуществляют волевую саморегуляцию; | Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе: (поощрение); | - Ребята, давайте вспомним, какая тема у нас сегодня была? - Что мы сегодня с вами делали на уроке? - Смогли ли мы помочь Незнайке? - А что мы с вами закрепляли, когда помогали Незнайке? - Когда мы проходили станции, какие задания мы выполняли? - Все верно. Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на сегодняшнем уроке. - Поднимите класс те, кто был успешен на уроке и считает, что все задания он выполнял правильно. - Поднимите руку те, кто очень старался выполнять задания, но у него не все получалось. - Делаем свой выбор и поднимаем руку вверх. - Ого ребята, вы большие молодцы! Сегодня на уроке вы проявили не только свои знания, но и отзывчивость и умение помогать тем, кто в этом нуждается. - Спасибо вам за урок. До свидания! | Личностные УУД: демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию; |