СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока русского языка на тему: "Части речи", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока русского языка на тему: "Части речи", 2 класс»

Конструкт №7

Тема урока: Части речи.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: развитие познавательных УУД (умение обобщать, классифицировать) в процессе изучения темы урока «Части речи».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Развивающая: формировать умение обучающиеся осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Образовательная: актуализировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», закрепить умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация

Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• Беседа

• Формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики.

- Напомните, как мы должны вести себя на уроке? (ответы детей)

- Верно, на уроке мы внимательно слушаем, при ответе поднимаем руку, говорим только по теме, стараемся. Выполняя эти правила, вы сможете достигнуть высоких результатов!

- Для того чтобы на уроке быть внимательными, предлагаю выполнить упражнение «Ухо, нос».

- Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость, его зовут Витя Перестукин. Это персонаж из литературного произведения “В стране невыученных уроков”.

- Ребята, Витя вновь попал в эту страну! Он сделал кляксы чернилами в учебнике русского языка и, за такое неаккуратное обращение, учебник отправил его в город Невыученных правил.

- Чтобы выбраться оттуда, Пете нужно вспомнить и выучить одну очень интересную тему. Он просит вас помочь ему в этом!

- Поднимите руку те, кто готов помогать Вите!

Личностные:

обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией, представленной в разных формах, анализ и синтез.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• Беседа

• повторение

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль


- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток.

- Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение

- А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку.

В небе иволга поёт,

Ибис просится в полёт,

Из-за облачной дали

Показалась буква... (И).

- Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква И

- Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы И, соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки.

- Ребята, вот и первое задание от Вити Перестукина: распределите слова в 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Солнце, журчат, зелёная, светит, ручьи, появилась, яркое, листва, весёлые.

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?)

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (что делают? что делает? что сделала?)

- На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике? (какая? какое? какие?)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться? (Будем говорить о частях речи: глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться различать части речи, задавать вопросы к словам)

- Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока:

ЧСТ РЧ

- Тема урока: Части речи.

- Цель урока: вспомнить, какие бывают части речи.

- На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, поработаем в парах. Все эти задания нам принес Витя Перестукин.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• Беседа

• Упражнения

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• беседа


Прием «Внимание к слову»

- Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы.

В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи.

Частями речи и их особенностями занимается наука морфология. (Слово на слайде)

- Для того чтобы узнать, что такое морфология, предлагаю обратиться к словарю.

- Придвиньте к себе карточку №1.

Карточка №1

Слово морфология происходит от двух греческих слов:  морфо – форма, логос – наука.

- Какие части речи мы с вами знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Витя Перестукин хочет узнать, как можно больше о частях речи.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи, приведем примеры.

- Что обозначают имя существительное? (предмет)

- Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные)

- Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что? (неодушевленные)

- Обратите внимание на слайд. На слайде слова. Ваша задача: распределить имена существительные в два столбика; Кто?  Что?

кит, берег, брызги, чайки, акула, волны, рыба, дельфин.

*Проверка*

- Я думаю, что Витя Перестукин остался доволен нашей работой.

 -А кто скажет, как пишутся имена? (с заглавной буквы)

- Почему? (Потому что это имена собственные)

- Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.

- Для того чтобы Витя Перестукин лучше разбирался в части речи «Имя прилагательное», нужно выполнить задание в рабочих тетрадях.

- Обратите внимание на слайд:

…рыбки скользят у самого дна.

Вылезает из-под камня … краб.

Забралась в свой дом … улитка.
Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие

- Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, подпишите эту часть речи.

- Кто желает выйти и поработать у доски?

- Спасибо, присаживайся.

- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

- Ребята, я вижу, что вы устали, предлагаю вам немного отдохнуть.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией; осуществлять анализ; обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

- Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я буду читать стихотворение, показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• Упражнения

• создание ситуации успеха

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль


«Составь предложения»

- Ребята, Витя нас очень просит рассказать ему о глаголах. Поможем ему?

- Тогда предлагаю выполнить задание: составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы.

На слайде:

- Что обозначает глагол? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечают глаголы? Проверяем.

- Молодцы!

- Ребята, Витя выполнял задание – распределял части речи по столбикам и допустил ошибки. Вам необходимо исправить их.

- Придвиньте к себе карточку №2.

Карточка №2

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Большая

набегает

Плывет

Волна

Морской

Дельфин

белый

Чайка

зеленеют




- Обменяйтесь с соседом по парте карточками, если ответ верный, ставим знак «+», если неверный – знак «-». Образец на слайде.

- Молодцы! Я вижу, что вы все были очень внимательными!

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ классифицировать; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи.

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• Предъявление педагогических требований

• рефлексия и самопознание

- А наш урок подходит к концу. Наш гость Витя Перестукин очень доволен тем, как легко и быстро выполняли задания! Теперь он сам разобрался в данной теме! И учебник вернул Витю домой. Витя желает вам стать грамотными и всегда помнить правила русского языка. А еще всегда аккуратно обращаться со своим учебниками, следить, чтобы они всегда были чистыми и опрятными.

- Пора подводить итоги урока.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой? (вспомнить, какие бывают части речи)

- Мы её выполнили? (да)

- Что мы для этого сделали?

- О каких частях речи мы сегодня говорили?

- Что было трудным на уроке? Почему?

- Как, по-вашему, был ли урок полезным?

- Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания?

- Спасибо за ваши ответы.

- Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить:

Теперь я знаю…

Теперь я могу…

На уроке у меня получилось…

Мне было трудно…

Я хочу подробнее разобраться в…

- Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок, вы многое.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

-Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это.

- Всех благодарю за работу. Урок окончен.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя