1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | • Беседа • Формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики. - Напомните, как мы должны вести себя на уроке? (ответы детей) - Верно, на уроке мы внимательно слушаем, при ответе поднимаем руку, говорим только по теме, стараемся. Выполняя эти правила, вы сможете достигнуть высоких результатов! - Для того чтобы на уроке быть внимательными, предлагаю выполнить упражнение «Ухо, нос». - Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». - Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость, его зовут Витя Перестукин. Это персонаж из литературного произведения “В стране невыученных уроков”. - Ребята, Витя вновь попал в эту страну! Он сделал кляксы чернилами в учебнике русского языка и, за такое неаккуратное обращение, учебник отправил его в город Невыученных правил. - Чтобы выбраться оттуда, Пете нужно вспомнить и выучить одну очень интересную тему. Он просит вас помочь ему в этом! - Поднимите руку те, кто готов помогать Вите! | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией, представленной в разных формах, анализ и синтез. |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. | • Беседа • повторение • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток. - Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение - А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку. В небе иволга поёт, Ибис просится в полёт, Из-за облачной дали Показалась буква... (И). - Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква И - Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы И, соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки. - Ребята, вот и первое задание от Вити Перестукина: распределите слова в 3 столбика и объясните, почему так распределили. Солнце, журчат, зелёная, светит, ручьи, появилась, яркое, листва, весёлые. - На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?) - На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (что делают? что делает? что сделала?) - На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике? (какая? какое? какие?) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться? (Будем говорить о частях речи: глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться различать части речи, задавать вопросы к словам) - Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока: ЧСТ РЧ - Тема урока: Части речи. - Цель урока: вспомнить, какие бывают части речи. - На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, поработаем в парах. Все эти задания нам принес Витя Перестукин. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи. |
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. | • Беседа • Упражнения • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • беседа Прием «Внимание к слову» | - Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы. В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи. Частями речи и их особенностями занимается наука морфология. (Слово на слайде) - Для того чтобы узнать, что такое морфология, предлагаю обратиться к словарю. - Придвиньте к себе карточку №1. Карточка №1 Слово морфология происходит от двух греческих слов: морфо – форма, логос – наука. | - Какие части речи мы с вами знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол) - Витя Перестукин хочет узнать, как можно больше о частях речи. - Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи, приведем примеры. - Что обозначают имя существительное? (предмет) - Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные) - Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что? (неодушевленные) - Обратите внимание на слайд. На слайде слова. Ваша задача: распределить имена существительные в два столбика; Кто? Что? кит, берег, брызги, чайки, акула, волны, рыба, дельфин. *Проверка* - Я думаю, что Витя Перестукин остался доволен нашей работой. -А кто скажет, как пишутся имена? (с заглавной буквы) - Почему? (Потому что это имена собственные) - Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. - Для того чтобы Витя Перестукин лучше разбирался в части речи «Имя прилагательное», нужно выполнить задание в рабочих тетрадях. - Обратите внимание на слайд: …рыбки скользят у самого дна. Вылезает из-под камня … краб. Забралась в свой дом … улитка. Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие - Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, подпишите эту часть речи. - Кто желает выйти и поработать у доски? - Спасибо, присаживайся. - Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? - Ребята, я вижу, что вы устали, предлагаю вам немного отдохнуть. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией; осуществлять анализ; обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я буду читать стихотворение, показывать движения, а вы повторяйте за мной: Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. | • Упражнения • создание ситуации успеха • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль «Составь предложения» | - Ребята, Витя нас очень просит рассказать ему о глаголах. Поможем ему? - Тогда предлагаю выполнить задание: составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы. На слайде: - Что обозначает глагол? (действие предмета) - На какие вопросы отвечают глаголы? Проверяем. - Молодцы! - Ребята, Витя выполнял задание – распределял части речи по столбикам и допустил ошибки. Вам необходимо исправить их. - Придвиньте к себе карточку №2. Карточка №2 Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Большая | набегает | Плывет | Волна | Морской | Дельфин | белый | Чайка | зеленеют | | | | - Обменяйтесь с соседом по парте карточками, если ответ верный, ставим знак «+», если неверный – знак «-». Образец на слайде. - Молодцы! Я вижу, что вы все были очень внимательными! | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ классифицировать; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи. |
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. | • Предъявление педагогических требований • рефлексия и самопознание | - А наш урок подходит к концу. Наш гость Витя Перестукин очень доволен тем, как легко и быстро выполняли задания! Теперь он сам разобрался в данной теме! И учебник вернул Витю домой. Витя желает вам стать грамотными и всегда помнить правила русского языка. А еще всегда аккуратно обращаться со своим учебниками, следить, чтобы они всегда были чистыми и опрятными. - Пора подводить итоги урока. - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? (вспомнить, какие бывают части речи) - Мы её выполнили? (да) - Что мы для этого сделали? - О каких частях речи мы сегодня говорили? - Что было трудным на уроке? Почему? - Как, по-вашему, был ли урок полезным? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? - Спасибо за ваши ответы. - Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить: Теперь я знаю… Теперь я могу… На уроке у меня получилось… Мне было трудно… Я хочу подробнее разобраться в… - Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок, вы многое. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. -Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это. - Всех благодарю за работу. Урок окончен. | Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли |