СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока русского языка по теме "Наречие".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока русского языка по теме "Наречие".»

Конструкт урока

в 5 классе по теме «Наречие как часть речи»


Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: опознавание наречий в тексте, анализ и характеристика грамматического значения, морфологических признаков наречия, употребление наречий в речи.



Личностные результаты:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.


Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей 

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей


Предметные результаты: анализировать и характеризовать общие грамматические значения наречий, его морфологические признаки и синтаксическую функцию.



Место урока в теме: урок – повторение, закрепление знаний начальной школы.


Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, тестовое задание для самопроверки.




Этапы урока

(реше

ния учебной

задачи)



Совместная деятельность

Ведущие

УУД


Личностные

результаты



Предметные

результаты



1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель предлагает сравнить два текста.

- Сравните два текста. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вам нравится больше?

Текст № 1

Звезды сверкали, но небо на востоке стало светлеть. Деревья выступали из тьмы, и по вершинам их прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес ожил, зашумел.

Текст № 2

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.


– Какими словами дополнен второй текст? На какие вопросы они отвечают? К какой части речи они относятся? Какую роль они играют в нашей речи?

личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

Осознание проблемы:



Не знаем (не помним) значения наречий в русском языке.





2.

Принятие цели

планирование

деятельности

Формулируем тему урока и цель.

Тема: «Наречие как часть речи»

Чего мы не знаем? Почему наречие называется самостоятельной частью речи, а не служебной? Какие значения наречий еще могут быть помимо признака действия? На какие вопросы наречие отвечает? Возможно ли изменять наречие, склонять? Чем выражено наречие в предложении?


Дети отвечают на поставленные вопросы. Формулировка цели.


Цель: учиться опознавать наречие; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.


регулятивные

целеполагание, действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм


Осознание цели деятельности и планируемого результата:

Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные


Пытаются сформулировать определения наречия как части речи.







3.




Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта,

недостаток опытных знаний

Рассматриваем и обсуждаем предложенную схему.

Детям даются готовые словосочетания с наречиями, в которых необходимо определить главное слово и поставить вопрос к зависимому. Определите часть речи главных слов в словосочетаниях.


Быстро шагать, играть весело, отчаянно смелый, посмотреть направо, бегло читать, сны наяву, очень весело, громко аплодировать, потрясающе интересная, высоко подпрыгнуть, внимательно проверять.


Каждая группа записывает примеры с разными признаками наречий, обозначая вопрос, на который данная часть речи отвечает.

ИТОГ: Формулируем определение наречия как части речи. «Наречие – это самостоятельная часть речи, которая чаще обозначает признак действия, отвечает на вопросы (Как? Где? Когда?) Это неизменяемая часть речи. В предложении чаще всего выражена обстоятельством.» Отмечаем, что наибольшее количество примеров составила первая группа, где значение наречия – это признак действия, потому что наречие чаще относится к глаголам. Это сложилось исторически. Раньше глагол назывался «речью» (наречие – слово, связанное с «речью», т.е. с глаголом, «приглаголие»)

Молодцы, правило вывели.




коммуникативные

работа с информацией,

работа в коллективе, в группе


Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали


Осознание потребности в новом способе действий:


Дети применяют базовые знания при выполнении задания.


Формулировка правила:


«Наречие – это самостоятельная часть речи, которая чаще обозначает признак действия, отвечает на вопросы (Как? Где? Когда?) Это неизменяемая часть речи. В предложении чаще всего выражена обстоятельством».







4.

Анализ

Открытие нового способа действий



Детям предлагается найти в тексте наречия и выписать вместе со словами, к которым они относятся. Определить общее значение наречий.

Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот. 
А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идет человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд все-таки шел побыстрее его, и я постепенно увидел, что он большой
 


познавательные

анализ

Формирование рефлексии

Освоение нового способа деятельности:

Узнали, что для опознавания наречия необходимо задать вопрос от главного слова.


Анализ ошибок:


При выполнении упражнения были допущены ошибки, в ходе обсуждения которые были выявлены. Исправление ошибок.




5.

Творческий этап

применение способа к

новым ситуациям

Ребята, для того, чтобы наша речь была богата, красива необходимо чаще употреблять в речи слова, обозначающие признаки предмета, действия, признака. Каждый из вас попробует составить словосочетания на тему «Весна пришла». Что происходит весной? Что меняется? Как меняется? В ваших словосочетаниях должны быть обязательно наречия. Работаем в группах, по очереди называя свой пример словосочетания. Победителем будет та команда, на которой закончатся примеры словосочетаний с наречиями.




личностные

творчество








Развитие креативных способностей


Решение творческой задачи:


Выполнение заданий, связанных с изученной темой, используются различные виды деятельности






6.

Контроль и оценка

решение заданий повышенной сложности








освоения нового способа действий

5. Рефлексия: ребята читают свои составленные словосочетания, обозначая наречие. Объявляется команда победителей.

Домашнее задание: привести примеры наречий, выражающих оценку действия. Параграф 54, упр. 422





Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

3 балла

Я всё очень хорошо понял (а)


2 балла

Мне всё понятно, но материал не интересен


1 балл

Я не всё понял, но мне было интересно.


0 баллов

Я ничего не понял и на уроке скучал



регулятивные

контроль, коррекция, оценка


Формирование способности

к самосовершенствованию


Оценка достижения планируемого результата:


Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, выполнены задания, предложенные учителем





Оценка и самооценка результатов деятельности


Выдано домашнее задание, проведена оценка деятельности и результат обучения учащимися.
















Выводы о достижении целей урока: цель урока достигнута, дети могут опознавать наречие; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.

Учитель: Гарифуллина Э.А.