требованиями ФГОС при решении учебной задачи: опознавание наречий в тексте, анализ и характеристика грамматического значения, морфологических признаков наречия, употребление наречий в речи.
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
№ | Этапы урока (реше ния учебной задачи) | Совместная деятельность | Ведущие УУД | Личностные результаты | Предметные результаты |
1. | Мотивационный постановка проблемы | Учитель предлагает сравнить два текста. - Сравните два текста. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вам нравится больше? Текст № 1 Звезды сверкали, но небо на востоке стало светлеть. Деревья выступали из тьмы, и по вершинам их прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес ожил, зашумел. Текст № 2 Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно. – Какими словами дополнен второй текст? На какие вопросы они отвечают? К какой части речи они относятся? Какую роль они играют в нашей речи? | личностные формирование мотивации | Развитие познавательного интереса | Осознание проблемы: Не знаем (не помним) значения наречий в русском языке. |
2. | Принятие цели планирование деятельности | Формулируем тему урока и цель. Тема: «Наречие как часть речи» Чего мы не знаем? Почему наречие называется самостоятельной частью речи, а не служебной? Какие значения наречий еще могут быть помимо признака действия? На какие вопросы наречие отвечает? Возможно ли изменять наречие, склонять? Чем выражено наречие в предложении? Дети отвечают на поставленные вопросы. Формулировка цели. Цель: учиться опознавать наречие; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль. | регулятивные целеполагание, действия по образцу | Ответственность, усвоение этических норм | Осознание цели деятельности и планируемого результата: Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные Пытаются сформулировать определения наречия как части речи. |
3. | Выбор способов и действий актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний | Рассматриваем и обсуждаем предложенную схему. Детям даются готовые словосочетания с наречиями, в которых необходимо определить главное слово и поставить вопрос к зависимому. Определите часть речи главных слов в словосочетаниях. Быстро шагать, играть весело, отчаянно смелый, посмотреть направо, бегло читать, сны наяву, очень весело, громко аплодировать, потрясающе интересная, высоко подпрыгнуть, внимательно проверять. Каждая группа записывает примеры с разными признаками наречий, обозначая вопрос, на который данная часть речи отвечает. ИТОГ: Формулируем определение наречия как части речи. «Наречие – это самостоятельная часть речи, которая чаще обозначает признак действия, отвечает на вопросы (Как? Где? Когда?) Это неизменяемая часть речи. В предложении чаще всего выражена обстоятельством.» Отмечаем, что наибольшее количество примеров составила первая группа, где значение наречия – это признак действия, потому что наречие чаще относится к глаголам. Это сложилось исторически. Раньше глагол назывался «речью» (наречие – слово, связанное с «речью», т.е. с глаголом, «приглаголие») Молодцы, правило вывели. | коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе | Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали | Осознание потребности в новом способе действий: Дети применяют базовые знания при выполнении задания. Формулировка правила: «Наречие – это самостоятельная часть речи, которая чаще обозначает признак действия, отвечает на вопросы (Как? Где? Когда?) Это неизменяемая часть речи. В предложении чаще всего выражена обстоятельством». |
4. | Анализ Открытие нового способа действий | Детям предлагается найти в тексте наречия и выписать вместе со словами, к которым они относятся. Определить общее значение наречий. Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот. А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идет человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд все-таки шел побыстрее его, и я постепенно увидел, что он большой | познавательные анализ | Формирование рефлексии | Освоение нового способа деятельности: Узнали, что для опознавания наречия необходимо задать вопрос от главного слова. Анализ ошибок: При выполнении упражнения были допущены ошибки, в ходе обсуждения которые были выявлены. Исправление ошибок. |
5. | Творческий этап применение способа к новым ситуациям | Ребята, для того, чтобы наша речь была богата, красива необходимо чаще употреблять в речи слова, обозначающие признаки предмета, действия, признака. Каждый из вас попробует составить словосочетания на тему «Весна пришла». Что происходит весной? Что меняется? Как меняется? В ваших словосочетаниях должны быть обязательно наречия. Работаем в группах, по очереди называя свой пример словосочетания. Победителем будет та команда, на которой закончатся примеры словосочетаний с наречиями. | личностные творчество | Развитие креативных способностей | Решение творческой задачи: Выполнение заданий, связанных с изученной темой, используются различные виды деятельности |
6. | Контроль и оценка решение заданий повышенной сложности освоения нового способа действий | 5. Рефлексия: ребята читают свои составленные словосочетания, обозначая наречие. Объявляется команда победителей. Домашнее задание: привести примеры наречий, выражающих оценку действия. Параграф 54, упр. 422 Оцените свою работу на уроке. Работу класса. 3 балла | Я всё очень хорошо понял (а) | | 2 балла | Мне всё понятно, но материал не интересен | | 1 балл | Я не всё понял, но мне было интересно. | | 0 баллов | Я ничего не понял и на уроке скучал | | | регулятивные контроль, коррекция, оценка | Формирование способности к самосовершенствованию | Оценка достижения планируемого результата: Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, выполнены задания, предложенные учителем Оценка и самооценка результатов деятельности Выдано домашнее задание, проведена оценка деятельности и результат обучения учащимися. |
Учитель: Гарифуллина Э.А.