1. | Тезис и рассуждение на его основе | Сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе | -
Тезис -
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…». -
Рассуждение на его основе -
Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: / Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста. | -
Тезис -
Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». -
Рассуждение на его основе. -
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста. |
2. | Аргументация | Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте: - Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании. - Найдите примеры данного явления в тексте. - Выпишите их или укажите номер предложения. - Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове. - Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац. | Аргумент 1 -
Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста… -
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. -
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. -
Пример этого языкового явления можно найти в предложении …. -
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… -
Рассмотрим предложение… -
Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Аргумент 2 -
Также убедительным аргументом может стать… -
В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … -
Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение… | Аргумент 1 Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (предложение 20) в корне –нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени –л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание –а указывает на форму единственного числа женского рода. Аргумент 2 Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня -сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс –ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода. |
3. | Вывод (заключение) | Пишем заключение: | -
Итак, мы смогли доказать, что… -
Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо. -
Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что … -
Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста … верно (справедливо, бесспорно). | Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н.Тихонова справедливо. |