Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 "Колосок" муниципальное образование Приморско-Ахтарский район
Консультация для педагогов на тему:
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
Подготовила воспитатель:
Чумакова Елена Валерьевна
ст. Приазовская
2016 год
Классификация нетрадиционных форм работы с родителями
Информационно-аналитические;
Досуговые;
Познавательные;
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские;
Общественно – полезные, трудовые.
Информационно-аналитические формы организации общения с родителями
Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Проведение социологических срезов, опросов
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?
6. С кем вы говорили о вашей проблеме?
7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или детский сад?
9. В какой форме ДОУ может помочь вам в решении ваших проблем? 10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если бы для вас в были организованы специальные занятия?
Информационно-аналитические формы организации общения с родителями
Проведение социологических срезов, опросов;
«Почтовый ящик»;
Родительский дневник;
Консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь»;
Родительские ринги, дискуссии, диалоги;
Родительские вечера;
Анализ детских высказываний или детского творчества: РИСУНОК ПО КАРТИНКЕ;
Тренинги, метод игрового моделирования.
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса
Технология проведения тренингов:
I. Сбор и анализ предварительной информации:
Определение стратегических целей и конкретных задач;
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга.
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений;
Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев;
Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.
Примеры тренингов
1) В круг поочерёдно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1, 2, 3 – слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут;
2) Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…» и «Я люблю, когда…»;
3) Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из её членов какую должность должен занимать в королевстве, и приводит своё обоснование выбора. Время выполнения задания – 10 минут.
Досуговые формы организации общения с родителями
Концерты, спектакли;
Семейные конкурсы и спортивные соревнования;
Семейная гостиная;
Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;
Туристические походы и экскурсии;
Организация профориентационной работы;
Участие родителей и детей в выставках;
Совместное родительское собрание.
Познавательные формы организации общения с родителями
Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков;
Доминирующая роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию;
Общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению;
Родительские собрания по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других...;
Родительские собрания в форме: «педагогическая лаборатория», «читательская конференция», «родительский лекторий», «аукцион», «лекция-семинар», «мастер-класс», «ток-шоу», «педагогический консилиум»;
Общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчёты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков;
Педагогический брифинг;
Педагогическая гостиная;
Игры с педагогическим содержанием.
Семинары
Предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов;
Не навязывание «правильной» позиции родителям, а рассмотрение спектра мнений;
Достоинства - развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов и родителей;
Сложность: от педагогического коллектива требуется высокий уровень профессиональной согласованности и такой стиль общения, который не «задавит» родителей своей авторитарностью.
Практикумы
Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию, эффективному решению педагогических проблем - тренировка педагогического мышления родителей;
Хороший вариант диагностики уровня педагогической компетентности родителей;
Воспитатель сможет выявить ценностные ориентации родителей и их стиль воспитания;
Педагог предлагает найти выход, объяснить свою позицию в предполагаемой или реальной ситуации, причём в мягкой форме;
Рассмотрение ситуации с педагогической и юридической стороны, выявление пробелов в правовых знаниях родителей и воспитателей;
Отработать оптимальную модель взаимодействия, «разыграть» варианты действий и проанализировать их последствия;
Коллективное обсуждение возможных затруднений и согласование позиций позитивно сказывается на взаимоотношениях родителей между собой.
Устный педагогический журнал
Установление между педагогами и родителями доверительных отношений;
Осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении проблем воспитания;
Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно;
Выбор темы - интересы и запросы родителей;
Педагоги не просто сами подготавливают полезную и интересную информацию, но и приглашают различных специалистов: (психолог, педиатр, полицейский и т.д.);
Возможно создание родительских общественных объединений по семейным проблемам: школа молодых родителей, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов и др.;
Возможно создание клубов по интересам.
Родительская конференция
Расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть практическими, теоретическими, по обмену опытом и др.;
Проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей;
Обсуждаются насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети;
Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов;
Отличительная особенность конференции - принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме;
Структура конференции: 1) слово руководителя; 2) выступления родителей (3-5 человек) о семейном опыте по данной проблеме; 3) видеофильмы; 4) выступления желающих; 5) выступления детей; 6) подведение итогов.
Информационно-ознакомительные формы организации общения с родителями
Информационные проспекты для родителей;
Новые формы информационного взаимодействия воспитателей и родителей (через Интернет, мобильную связь);
Выпуск газет, организация мини-библиотек;
Уголки для родителей;
Папки-передвижки;
Видеофильмы;
Памятки-рекомендации для родителей и детей;
Открытки-приглашения;
Визитки;
Выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты;
Организация дней (неделей) открытых дверей, открытых; просмотров занятий и других видов деятельности детей;
Семейные лектории, родительские университеты;
Встреча за круглым столом;
Творческая лаборатория или мастерская;
Шапка вопросов;
Рассказ по картинке;
Волшебная палочка;
Родительские чтения.
Творческая лаборатория или мастерская.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
1. Отношение педагога к родителям, как союзникам в воспитании детей (общение на равных);
2. Не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации;
3. Самостоятельность решения творческих задач;
4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;
5. Умение работать в команде;
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Наглядно-просветительские формы организации
общения с родителями.
Родительские чтения
Этапы проведения родительских чтений
на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
воспитатель собирает и анализирует информацию;
определяется список литературы по данному вопросу;
изучение литературы родителями;
изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Что может ИНТЕРНЕТ?
Информирование: рассылка, которая поможет родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в вашем учреждении. Основной девиз: «Все, что вы узнали сами, - расскажите другим родителям!»;
Если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать ваши письма с хорошим настроением;
Четыре принципа эффективного информирования: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность;
Просвещение: если нет возможности создать целый сайт, включите в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического и юридического характера;
Консультирование: повышение родительской активности -устанавливается обратная связь с ними и есть возможность отследить и характер проблем родителей, и уровень их удовлетворенности вашей деятельностью, и обсудить перспективы развития;
Обучение: учебно-методическое сопровождение семьи;
Совместная деятельность с родителями: имеет два аспекта: проектный (когда вы можете обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться вариантами сценариев и викторин по электронной почте или через форумы)
и реальный (когда вы встречаетесь в конкретном месте и совместными силами проводите то или иное мероприятие);
Позволяет проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей;
Родители становятся более активными участниками жизни детей;
Сокращает временные затраты - не обязательно собирать традиционное родительское собрание. Можно также согласовать время той или иной встречи, консультаций с педагогами;
Открывает широкий доступ к сотрудничеству. Можно найти единомышленников и организовать широкомасштабные акции с родителями и детьми;
Именно взрослые могут помочь ребенку увидеть в Интернете не только источник развлечения, но и источник самообразования и самообучения;
Можно заниматься коллективным творчеством и коллективным планированием, индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи;
Создание определенных внутренних структур (органов самоуправления, Советов ДОУ, комитетов, пресс-центра и т.д.);
Формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, педагогов и родителей, ДОУ и семьи.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1 этап. Организация родительского собрания
определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников;
продумать организацию явки родителей;
оформление группы для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания,
5 обязательных компонентов:
анализ учебных достижений дошкольников (знакомство общими результатами учебной деятельности; ответы на частные вопросы - в ходе персональной встречи, отказаться от субъективных интерпретаций);
ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в группе (наблюдения о поведении ребят в значимых для них ситуациях:
родители должны понимать миссию ДОУ, как института социализации, избегать негативных оценок);
психолого-педагогическое просвещение;
обсуждение организационных вопросов (отчет о проведенной работе и информация о предстоящих делах, финансовые проблемы заранее обсудить с родительским комитетом);
личные беседы с родителями (родители проблемных детей, педагог должен обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь стремятся помочь).
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания
подведение итогов собрания (сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании);
выяснить и отношение родителей к проведенному собранию;
опросные листы для оценок и пожеланий родителей – (предмет размышлений);
предмет анализа - персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.;
информацию об итогах родительского собрания довести до сведения заведующей и коллег-педагогов.