СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.                                                                                              

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 "Колосок" муниципальное образование Приморско-Ахтарский район












Консультация для педагогов на тему:


«Нетрадиционные формы работы с родителями»











Подготовила воспитатель:
Чумакова Елена Валерьевна







ст. Приазовская

2016 год

Классификация нетрадиционных форм работы с родителями

  • Информационно-аналитические;

  • Досуговые;

  • Познавательные;

  • Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские;

  • Общественно – полезные, трудовые.



Информационно-аналитические формы организации общения с родителями

Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.


Проведение социологических срезов, опросов


1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или детский сад?

9. В какой форме ДОУ может помочь вам в решении ваших проблем? 10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если бы для вас в были организованы специальные занятия?









Информационно-аналитические формы организации общения с родителями

  • Проведение социологических срезов, опросов;

  • «Почтовый ящик»;

  • Родительский дневник;

  • Консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь»;

  • Родительские ринги, дискуссии, диалоги;

  • Родительские вечера;

  • Анализ детских высказываний или детского творчества: РИСУНОК ПО КАРТИНКЕ;

  • Тренинги, метод игрового моделирования.



Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса

Технология проведения тренингов:

I. Сбор и анализ предварительной информации:

  • Определение стратегических целей и конкретных задач;

  • Согласование времени, места и продолжительности тренинга.

II. Подготовка тренинга.

  • Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений;

  • Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев;

  • Составление поминутного расписания программы тренинга.

III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.

IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

  • Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.





Примеры тренингов

  • 1) В круг поочерёдно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1, 2, 3 – слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут;

  • 2) Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…» и «Я люблю, когда…»;


  • 3) Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из её членов какую должность должен занимать в королевстве, и приводит своё обоснование выбора. Время выполнения задания – 10 минут.


Досуговые формы организации общения с родителями

  • Концерты, спектакли;

  • Семейные конкурсы и спортивные соревнования;

  • Семейная гостиная;

  • Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;

  • Туристические походы и экскурсии;

  • Организация профориентационной работы;

  • Участие родителей и детей в выставках;

  • Совместное родительское собрание.

Познавательные формы организации общения с родителями


  • Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков;

  • Доминирующая роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию;

  • Общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению;

  • Родительские собрания по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других...;


  • Родительские собрания в форме: «педагогическая лаборатория», «читательская конференция», «родительский лекторий», «аукцион», «лекция-семинар», «мастер-класс», «ток-шоу», «педагогический консилиум»;

  • Общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчёты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков;

  • Педагогический брифинг;

  • Педагогическая гостиная;

  • Игры с педагогическим содержанием.


Семинары


  • Предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов;

  • Не навязывание «правильной» позиции родителям, а рассмотрение спектра мнений;

  • Достоинства - развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов и родителей;

  • Сложность: от педагогического коллектива требуется высокий уровень профессиональной согласованности и такой стиль общения, который не «задавит» родителей своей авторитарностью.


Практикумы


  • Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию, эффективному решению педагогических проблем - тренировка педагогического мышления родителей;

  • Хороший вариант диагностики уровня педагогической компетентности родителей;

  • Воспитатель сможет выявить ценностные ориентации родителей и их стиль воспитания;

  • Педагог предлагает найти выход, объяснить свою позицию в предполагаемой или реальной ситуации, причём в мягкой форме;

  • Рассмотрение ситуации с педагогической и юридической стороны, выявление пробелов в правовых знаниях родителей и воспитателей;

  • Отработать оптимальную модель взаимодействия, «разыграть» варианты действий и проанализировать их последствия;

  • Коллективное обсуждение возможных затруднений и согласование позиций позитивно сказывается на взаимоотношениях родителей между собой.


Устный педагогический журнал


  • Установление между педагогами и родителями доверительных отношений;

  • Осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении проблем воспитания;

  • Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно;

  • Выбор темы - интересы и запросы родителей;

  • Педагоги не просто сами подготавливают полезную и интересную информацию, но и приглашают различных специалистов: (психолог, педиатр, полицейский и т.д.);

  • Возможно создание родительских общественных объединений по семейным проблемам: школа молодых родителей, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов и др.;

  • Возможно создание клубов по интересам.


Родительская конференция


  • Расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть практическими, теоретическими, по обмену опытом и др.;

  • Проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей;

  • Обсуждаются насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети;

  • Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов;

  • Отличительная особенность конференции - принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме;

  • Структура конференции: 1) слово руководителя; 2) выступления родителей (3-5 человек) о семейном опыте по данной проблеме; 3) видеофильмы; 4) выступления желающих; 5) выступления детей; 6) подведение итогов.







Информационно-ознакомительные формы организации общения с родителями


  • Информационные проспекты для родителей;

  • Новые формы информационного взаимодействия воспитателей и родителей (через Интернет, мобильную связь);

  • Выпуск газет, организация мини-библиотек;

  • Уголки для родителей;

  • Папки-передвижки;

  • Видеофильмы;

  • Памятки-рекомендации для родителей и детей;

  • Открытки-приглашения;

  • Визитки;

  • Выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты;

  • Организация дней (неделей) открытых дверей, открытых; просмотров занятий и других видов деятельности детей;

  • Семейные лектории, родительские университеты;

  • Встреча за круглым столом;

  • Творческая лаборатория или мастерская;

  • Шапка вопросов;

  • Рассказ по картинке;

  • Волшебная палочка;

  • Родительские чтения.


Творческая лаборатория или мастерская.

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

1. Отношение педагога к родителям, как союзникам в воспитании детей (общение на равных);

2. Не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации;

3. Самостоятельность решения творческих задач;

4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;

5. Умение работать в команде;

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Наглядно-просветительские формы организации

общения с родителями.



Родительские чтения



Этапы проведения родительских чтений


  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

  • воспитатель собирает и анализирует информацию;

  • определяется список литературы по данному вопросу;

  • изучение литературы родителями;

  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.


Что может ИНТЕРНЕТ?


  • Информирование: рассылка, которая поможет родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в вашем учреждении. Основной девиз: «Все, что вы узнали сами, - расскажите другим родителям!»;

  • Если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать ваши письма с хорошим настроением;

  • Четыре принципа эффективного информирования: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность;

  • Просвещение: если нет возможности создать целый сайт, включите в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического и юридического характера;

  • Консультирование: повышение родительской активности -устанавливается обратная связь с ними и есть возможность отследить и характер проблем родителей, и уровень их удовлетворенности вашей деятельностью, и обсудить перспективы развития;

  • Обучение: учебно-методическое сопровождение семьи;




  • Совместная деятельность с родителями: имеет два аспекта: проектный (когда вы можете обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться вариантами сценариев и викторин по электронной почте или через форумы)

  • и реальный (когда вы встречаетесь в конкретном месте и совместными силами проводите то или иное мероприятие);

  • Позволяет проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей;

  • Родители становятся более активными участниками жизни детей;

  • Сокращает временные затраты - не обязательно собирать традиционное родительское собрание. Можно также согласовать время той или иной встречи, консультаций с педагогами;

  • Открывает широкий доступ к сотрудничеству. Можно найти единомышленников и организовать широкомасштабные акции с родителями и детьми;

  • Именно взрослые могут помочь ребенку увидеть в Интернете не только источник развлечения, но и источник самообразования и самообучения;

  • Можно заниматься коллективным творчеством и коллективным планированием, индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи;

  • Создание определенных внутренних структур (органов самоуправления, Советов ДОУ, комитетов, пресс-центра и т.д.);

  • Формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, педагогов и родителей, ДОУ и семьи.


















ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


1 этап. Организация родительского собрания


  • определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников;

  • продумать организацию явки родителей;

  • оформление группы для проведения в нем родительского собрания.


2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания,

5 обязательных компонентов:


  • анализ учебных достижений дошкольников (знакомство общими результатами учебной деятельности; ответы на частные вопросы - в ходе персональной встречи, отказаться от субъективных интерпретаций);

  • ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в группе (наблюдения о поведении ребят в значимых для них ситуациях:

родители должны понимать миссию ДОУ, как института социализации, избегать негативных оценок);

  • психолого-педагогическое просвещение;

  • обсуждение организационных вопросов (отчет о проведенной работе и информация о предстоящих делах, финансовые проблемы заранее обсудить с родительским комитетом);

  • личные беседы с родителями (родители проблемных детей, педагог должен обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь стремятся помочь).


3 этап. Осмысление итогов родительского собрания


  • подведение итогов собрания (сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании);

  • выяснить и отношение родителей к проведенному собранию;

  • опросные листы для оценок и пожеланий родителей – (предмет размышлений);

  • предмет анализа - персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.;

  • информацию об итогах родительского собрания довести до сведения заведующей и коллег-педагогов.