Рекомендации для воспитателей
«Создание положительного настроения в группе детского сада»
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
психологическую помощь семьям детей "группы риска".
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство — золотой век эмоционального в нас», — отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок, грустен или разгневан, значит у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым, значит в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка – это послание окружающим его взрослым о его состоянии.
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляют ся трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.
Одной из задач ДОУ – создание развивающей среды, обогащенной различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые будут:
Способствовать укреплению психологического и эмоционального здоровья каждого ребенка.
Развитию эмоционально-чувственной сферы.
Такую среду также можно назвать эмоционально-развивающей.
Один из вариантов обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира являются:
Уголок приветствия
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.
Для этого можно использовать:
Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своём присутствии в группе)
Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня);
Уголок достижений.
Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
«Цветок успехов»
«Звезда недели»: в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.
«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).
Уголок гнева.
Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
«Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;
«Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)
«Подушка – колотушка», «Мешочек для крика», «Ковёр дружбы».
Уголок поздравлений – создание позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе между детьми.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит ещё от их доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.
«Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»
Василий Александрович Сухомлинский